Легкий бронеавтомобиль «Лянчия» IZ (Lancia IZ) 1915 г. |
Италия
|
|
|
|
|
|
Тактико-технические характеристики бронеавтомобиля
«Лянчия» IZ
|
Боевая масса, т: 3,9/3,8;
Экипаж, чел: 6;
Габаритные размеры, мм: длина - 5600/5400; ширина - 1820; высота - 2750/2400; колесная база - 2800/3400; дорожный просвет - 150;
Бронирование, мм: 6 (на некоторых двух башенных машинах лоб корпуса - 18 мм);
Вооружение: три 6,5-мм пулемета «Максим» / два 8-мм пулемета «Сент-Этьенн»;
Боекомплект: 15000 патронов;
Двигатель: «Лянчия» 25-25, 4-цилиндровый, карбюраторный, жидкостного охлаждения, мощность 29,4 кВт при 2200 об/мин;
Удельная мощность кВт/т: 7,53/7,73;
Максимальная скорость, км/ч: по шоссе - 60;
Запас топлива, л: 120.
|
|
|
|
|
|
|
За несколько лет до начала первой мировой войны Винченцо Лянчия разработал легкий грузовик, предназначавшийся для военных нужд и способный перевозить до 2,2 т груза. Эта модель, получившая обозначение IZ, была использована фирмой «Ансальдо» в 1915-1916 годах в качестве базы для производства бронеавтомобилей «Лянчия» IZ.
С 1915 г. по 1930 г. фирмой «Ансальдо» были разработаны несколько вариантов бронемашин базовая модель «Лянчия» IZ образца 1915 года отличалась наличием двух пулеметов, установленных параллельно в широкой низкой башне цилиндрической формы. Первоначально она имела маленькую башенку, смонтированную на крыше основной башни, на машинах более позднего выпуска ее ликвидировали В 1917 году базовая модель была подвергнута переделке, и улучшенный вариант получил обозначение «Лянчия» IZM. В 1930 году специалисты фирмы «Ансальдо» модернизировали эту модель, оснастив ее новыми колесами и тремя 8-мм пулеметами «Максим».
Корпус бронемашины «Лянчия» IZ имел коробчатую форму и собирался из 6-мм стальных броневых листов. На некоторых машинах их толщина спереди доходила до 18 мм. Такое бронирование обеспечивало экипажу в составе 6 человек (командир машины водитель, помощник водителя и три пулеметчика) защиту от огня стрелкового оружия и мелких осколков снарядов и мин. Боевое отделение с большой башней имело цилиндрическую форму и было смещено к кормовой части машины.
Попасть в бронеавтомобиль можно было через две большие прямоугольные двери в бортах корпуса. Водитель бронемашины и его помощник располагались в передней части боевого отделения: первый справа а второй слева. Обзор им обеспечивало большое окно в наклонной лобовой плите корпуса, которое в боевых условиях закрывалось броневой крышкой. Кроме того, экипаж мог вести наблюдение за обстановкой через смотровые щели в дверях, бортах боевого отделения и кормовой части корпуса. Кроме того, в корпусе были предусмотрены узкие прямоугольные стрелковые амбразуры, через которые можно было вести огонь из стрелкового оружия.
Характерной особенностью бронемашины были полозья из стального уголкового профиля, смонтированные на передней части корпуса и предназначавшиеся для преодоления проволочных и канатных препятствий на дороге. Задние колеса машины прикрывали подковообразные бронещиты, которые можно было снять для проведения ремонтных работ или замены колес.
Вооружение «Лянчии» IZ раннего выпуска состояло из трех 6,5-мм пулеметов «Максим». Два из них размещались параллельно в широкой вращающейся башне, а третий — в дополнительной малой башенке, располагавшейся на крыше большой башни. Обе башни могли вращаться независимо одна от другой.
В передней части корпуса бронеавтомобиля находилось моторное отделение, в котором устанавливался четырехцилиндровый карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения «Лянчия» 25-25, развивавший мощность 29,4 кВт (40 л. с. ) при 2200 об/мин. что позволяло более нем 3,9-тонной машине двигаться по дорогам с твердым покрытием с максимальной скоростью 60 км/ч. Задним ходом бронемашина могла ехать со скоростью 5 км/ч.
Горизонтальные щелевые жалюзи в передней стенке моторного отсека, имевшей V-образную форму, обеспечивали приток охлаждающего воздуха к двигателю и водяному радиатору. Для циркуляции воздуха такие же жалюзи были предусмотрены и в нижней части боковых откидных панелей моторного отсека, открывавших доступ к двигателю с целью его ремонта и технического обслуживания.
Для езды в темное время суток бронемашина была оборудована одной или двумя фарами. В первом случае фара монтировалась посередине поперечины, соединявшей перед моторным отсеком два рельса для преодоления проволочных и канатных заграждений. Во втором случае фары крепились на краях этой поперечины.
В заднеприводной (4x2) ходовой части с подвеской на полуэллиптических листовых рессорах использовались колеса на пневматиках, причем задние скаты были двойными Нагрузка на переднюю ось бронемашины составляла 1,6 т. на заднюю — 2,3 т. (2,2 т. у однобашенных броневиков).
В 1917 году вместо пулеметов «Максим» на броневики были установлены французские пулеметы «Сент-Этьенн» калибра 8 мм. В том же году конструкторы отказались от малой башенки, а третий пулемет переместился в кормовую часть корпуса. Эта модификация бронемашины получила обозначение «Лянчия» IZM В 1930 году она была в последний раз модернизирована получила новые колеса и три 8-мм пулемета «Максим», два из которых были установлены в башне, а третий — в кормовой стенке корпуса. В таком виде бронемашины «Лянчия» IZM использовалась итальянскими сухопутными войсками в восточной Африке и Ливии вплоть до начала второй мировой войны.
Бронеавтомобили «Лянчия» IZ и IZM использовались в межвоенные годы в вооруженных конфликтах в Эфиопии и Ливии.
В однобашенном варианте они участвовали в рейде моторизованного отряда итальянской армии на Гондар. Вообще же применение бронеавтомобилей в войне против Эфиопии было крайне ограниченным из-за труднопроходимой местности. С вооружения броневики «Лянчия» IZ были сняты лишь в 1941 году. Устаревшие машины передавались в виде помощи политически поддерживаемым государствам (Албании — однобашенные. Афганистану — двухбашенные).
Шасси бронемашины «Лянчия» IZ использовались для производства зенитных самоходных установок «АмеАегеа» 102/35, вооруженных 102-мм зенитной пушкой 102/35. В годы первой мировой войны использовалась специализированные модели бронемашины — машина наблюдения и транспортер боеприпасов.
Фото бронеавтомобиля «Лянчия» IZ