9 ноября 1915 года на Юго-Западный фронт отправился 26-й автопулеметный взвод под командованием штабс-капитана Виктора Поплавко. В его составе имелась сверхштатная полубронированная машина под названием «Чародей». Она была построена по проекту командира взвода на шасси двухтонного полноприводного грузовика «Джеффери Куад» американской фирмы «Томас Джеффери компани» и предназначалась для обслуживания броневых автомобилей взвода на линии огня, подвоза боеприпасов, горючего и эвакуации поврежденных машин. А так как непосредственное участие в боях «Чародея» не предполагалось, он имел броню, прикрывающую мотор и кабину лишь спереди и с боков. В январе 1916 года, учитывая лучшую проходимость «Джеффери» по сравнению с основной матчастью взвода, Поплавко решил использовать «Чародея» в качестве инженерной машины разграждения. Для этого на нем установили лебедку, два якоря-кошки с тросами и легкий разборный мост служивший для преодоления окопов и рвов 27 января подпоручиком. Устиновым было проведено первое испытание. С помощью «кошек» заброшенных за заграждение машина прорвала четыре ряда колючей проволоки и растащила рогатки, укрепленные проволокой к деревьям. В дальнейшем работая над усовершенствованием «Чародея», Поплавко сконструировал специальное ломающее приспособление позволявшее, используя ударную силу грузовика, рвать проволоку и выворачивать из земли колья. Нижний броневой лист был установлен с таким расчетом. чтобы разрушенное заграждение машина подминала под себя, не мешая своему дальнейшему движению. Испытанный в конце апреля 1916 года, «Джеффери» показал хорошие результаты что побудило штабс-капитана Поплавко обратился за помощью к командованию 7-й армии. «Прошу оказать содействие в проведении моей идеи в жизнь. Для этого необходимо лишь дать наряд на сталь на Ижорском заводе собрать «Джеффери» в армии и дать мне кузнецов. Через две недели по получении всего будут созданы отряды «Слонов Ганнибала», применение которых будет на первое время поворотным ключом в кампании. На каждой машине будет помещаться шофер, пулеметчик и 10 нижних чинов, вооруженных кинжалами, маузерами и ручными гранатами. 30 таких машин подходят на рассвете к проволоке противника, где ровное место и твердый фунт, переходят через нее и под прикрытием своих пулеметов подходят к окопу. В то же время люди, бросив гранаты, прыгают в окоп и занимают его. Сзади движется густая цепь пехоты, по которой не будет ружейного и пулеметного огня. После этого люди с машин наводят переносные мосты, возимые каждым броневиком, автомобили переходят через окоп и рвут вторую линию». Серийные машины в соответствии с требованиями имели полностью закрытый броневой корпус из 7-мм брони. В его передней части находился двигатель, за ним — боевая рубка экипажа. Причем обслуживание двигателя было возможно изнутри машины. В задней части, на месте грузовой платформы, был установлен невысокий броневой короб для запасных частей, горючего и боеприпасов. В случае необходимости там могло перевозиться несколько пехотинцев. Вооружение броневика состояло из двух пулеметов Максима на подвесных станках Соколова с четырьмя амбразурами для стрельбы. Для входа и выхода экипажа, состоящею из командира, шофера и двух пулеметчиков, с правой стороны корпуса имелась дверь. На переднем броневом листе крепилось съемное ломающее приспособление, изготовленное из уголкового стального профиля. Колеса оснащались дополнительными уширенными бандажами для движения по мягкому грунту. Двигатель мощностью 32 л с позволял бронеавтомобилю развивать скорость до 35 км/ч. Этого считалось достаточным, так как «Джеффери» предназначались прежде всего для выполнения «задачи особого назначения» - прорыва проволочных заграждений. 10 сентября 1916 года, еще до окончания постройки бронемашин, был Высочайше утвержден штат «Броневого автомобильного дивизиона Особого назначения - 30 бронированных «Джеффери». 4 грузовых и 4 ледовых машины, 4 автоцистерны, 1 автомастерская и 9 мотоциклов. Его командиром стал получивший повышение в чине капитан Виктор Поплавко. Организационно дивизион делился на три взвода (по 10 броневиков), каждое отделение на три звена (по 3 машины), звеном командовал офицер. В январе 1917 года русское командование решило сформировать еще три аналогичных дивизиона для Юго-Западного и Румынского фронтов. Заказ на изготовление 90 «Джеффери» с улучшенным вариантом бронировки 14 февраля 1917 года получил Склад приборов и приспособлений при Офицерской стрелковой школе, а броня должна была поступать с Ижорского завода. Предполагалось начиная с середины марта, сдавать ежемесячно по 15 машин. Однако реально построили только один броневик, отправленный 16 июня 1916 года в Запасной броневой дивизион. В начавшемся 16 июня 1917 года наступлении войск 11-й армии бронедивизион Особого назначения для прорыва проволочных заграждений не применялся. Однако. действуя как обычные броневики, «Джеффери» оказали большую помощь 17-му армейскому корпусу прикрывая его отход во время прорыва немцев на Тернополь.
Особой популярностью у экипажей красных «Джеффери» не пользовались. Причина была как в неудачной конструкции корпуса, так и в ненадежности самого шасси. Например, 20 июня 1920 года в мастерских управления бронечастей Западного фронта вышел на испытания отремонтированный бронеавтомобиль «Джеффери». В заключении комиссии, принимавшей машину, было сказано «Двигатель перегружен, конструкция брони неудачна, помещение для прислуги в шесть человек мало, что делает работу в бронеавтомобиле затруднительной, мотор тянет плохо. Для боевой службы машина совершенно непригодна». Два-три «Джеффери», захваченных у Красной Армии, использовались в бронечастях белогвардейцев (например, бронеавтомобиль «Славный» из состава 3-го бронеотряда 1-го бронедивизиона Добровольческой Армии).
|