Средний танк Гротте (танк ТГ) |
СССР 
|
|
 |
 |
 |
|
Тактико-технические характеристики среднего танка ТГ
|
Боевая масса, т: 25;
Экипаж, чел.: 6;
Габаритные размеры, мм: длин - 7500, ширина - 3000, высота - 2840;
Броня, мм: лоб корпуса до 44 борт корпуса 24-20 крыша, днище 16-10;
Вооружение: одна 76-мм и одна 37-мм пушки, четыре-пять 7,62-мм пулеметов ДТ;
Двигатель: М-6, карбюраторный, жидкостного охлаждения, мощность 300 л. с.;
Скорость по шоссе, км/ч: 35;
Запас хода по шоссе, км: 350;
Преодолеваемые препятствия: ширина рва, м - 5,0
|
|
|
 |
 |
 |
|
Этот танк был разработан приглашенными в СССР в марте 1930 г. немецкими специалистами во главе с Э. Гротте. В серийное производство ТГ пущен не был, так в конструкцию этой боевой машины входило множество сложных агрегатов, к выпуску которых советская промышленность не была готова. В 1931 г. на заводе «Большевик» в Ленинграде был изготовлен единственный экземпляр танка Гротте, конструкция которого к тому же существенно отличалась от изначального проекта.
Нужно отметить, что конструкция ТГ содержала в себе ряд принципиально новых идей, намного опередивших свое время. Некоторые из этих идей были воплощены позднее в конструкциях других моделей танков.
По внешнему виду танк Гротте больше похож на боевые машины 40-х гг., чем на танки 30-х гг. ТГ относился к среднему типу танков. Корпус ТГ был полностью сварным, что для того периода развития боевой техники казалось новшеством. Корпус в носовой части был скошен, бронелисты устанавливались наклонно. Подбашенная коробка имела обтекаемую форму, а две установленные одна над другой башни были способны обеспечивать круговой обстрел из двух пушек калибра 76 и 37 мм.
Наблюдение за полем боя механик-водитель вел через три окна со смотровыми щелями, а командир пользовался установленным на крыше малой башни стробоскопом. В конструкции коробки передач, которая имела по четыре скорости назад и вперед, применялись шестерни с шевронным защемлением. Особый механизм реверса позволял танку двигаться вперед и назад с одинаковой скоростью. Ходовая часть танка была наполовину прикрыта бронеэкранами. Имелось по пять больших опорных катков на борт с индивидуальной подвеской, оснащенных пневматическими амортизаторами.
Гусеница была изготовлена из штампованных деталей и обладала большим сопротивлением на разрыв. Опорные катки имели тормоза для экстренной остановки на случай обрыва гусеницы. У ТГ были высокая огневая мощь, хорошая защищенность и подвижность, а также плавность хода и удобное размещение экипажа.
Однако при изготовлении единственной модели ТГ большой подбашенный погон подвергся деформации, вследствие чего нижняя вращающаяся башня стала неподвижной. В ходе сборки боевой машины компактный танковый двигатель воздушного охлаждения мощностью 250 л. с., разработанный Гротте, был заменен более надежным тяжелым авиационным двигателем М-6.
В конце июня 1931г. прошли первые испытания ТГ, в результате которых были выявлены как достоинства, так и многочисленные недостатки данной модели. Хотя танк Гротте был способен развивать внушительную скорость, обладал значительной маневренностью и проходимостью, надежность этой боевой машины оказалась не очень высокой. В уплотнениях пневматических сервоприводов управления была использована резина низкого качества, вследствие чего сервоприводы часто выходили из строя. Гусеницы оказались недостаточно эффективными на вязких грунтах, боевое отделение было тесным, а в обслуживании ходовой части выявились непредвиденные сложности.
Однако следует отметить, что хотя танк Гротте не был пущен в серийное производство и принят на вооружение, в ходе работы над единственной моделью этой боевой машины был накоплен опыт, который советские инженеры использовали при разработке многобашенных танков Т-28, Т-35 и некоторых др.