Легкий плавающий танк Т-33 «Селезень» |
СССР
|
|
|
|
|
|
Тактико-технические характеристики легкого плавающего
танка Т-33
|
Боевая масса, т: 3;
Экипаж, чел.: 2;
Габаритные размеры, мм: длина - 3802, ширина - 2105, высота - 1845, клиренс - 280, ширина трака - 224;
Броня, мм: лоб корпуса - 9, борт - 9, башня - 7, крыша - 7, дно - 4;
Вооружение: 7,62-мм пулемет ДТ;
Боекомплект: 2520 патронов;
Двигатель: АМО-2, 6-цилиндровый, карбюраторный, жидкостного охлаждения, мощность 63 л. с;
Удельное давление на грунт, кг/см2: 0,42;
Скорость, км/ч: по шоссе - 45, на плаву - 7 ;
Преодолеваемые препятствия: подъем, град. - 40; ширина рва, м - 1,5; высота стенки, м - 0,85
|
|
|
|
|
|
|
Разработка легких плавающих танков в СССР началось осенью 1931 года, когда УММ РККА получило сведения об испытании в Великобритании амфибии Викерс-Карден-Лойд. Работы доверили Опытно-конструкторскому механическому отделу (ОКМО) завода «Большевик» под руководством С. Гинзбурга. Причем никакими сведениями об английской машине, кроме фотографий и общих тактико-технических характеристик, советские инженеры не имели. Базой для разработки первого советского плавающего танка послужил «легкий трактор-тягач Carden-Loyd грузоподъемностью до 3-х тонн» (три таких машины были закуплены у фирмы Викерс еще в 1930 году). Надлежит сказать, что этот трактор изначально проектировался англичанами как сельскохозяйственный или коммерческий и не предназначался для использования в армии. Тем не менее, советские конструкторы использовали ходовую часть и компоновку трактора (с расположением двигателя вдоль правого борта). Сделано это было не случайно - на приводимых в иностранной печати фотографиях амфибии Викерс-Карден-Лойд было хорошо видно, что и на английской машине использовалась ходовая часть по типу легкого трактора.
Опытный образец нового танка, первоначально проходившего под обозначением «Селезень», а затем получивший индекс Т-33, был готов к весне 1933 года. В связи с тем, что С. Гинзбург в составе советской закупочной комиссии убыл в Италию, для приобретения образцов бронетанковой и автотракторной техники, завершение работ по проектированию и постройке Т-33 шло под руководством М. Зигеля. В конце марта 1932 года опытный образец танка был изготовлен на заводе «Большевик» и вышел на испытания.
Внешне танк Т-33 во многом походил на английский Викерс-Карден-Лойд. Корпус танка изготавливался из неброневой стали толщиной 4-9 мм. Для повышения плавучести вдоль бортов устанавливались деревянные коробообразные поплавки, обитые жестью. Изнутри поплавки заполнялись пробкой. Двигатель АМО-3 мощностью 6З л. с. вместе с радиатором устанавливался в корпусе справа, трансмиссия - главный фрикцион, коробка перемены передач от автомобиля АМО-3 и бортовые фрикционы - в передней части корпуса. Экипаж танка - механик-водитель и командир - располагались слева, один за другим. Вооружение Т-33 - 7,62-мм пулемет ДТ - устанавливался в башне, вращение которой осуществлялось вручную. Для наблюдения за полем боя на башне устанавливался откидной колпак со смотровыми щелями. Ходовая часть машины была изготовлена по образу и подобию английской амфибии Викерс-Карден-Лойд. Движение на плаву осуществлялось при помощи трехлопастного винта и руля. В ходе заводских пробегов 3-тонный Т-33 показал на суше скорость до 42 км/ч и до 4 км/ч на плаву.
В начале апреля 1932 года новый танк был продемонстрирован представителям командования РККА. В своем докладе, датированном 15 апреля 1932 года, один из представителей УММ РККА на заводе «Большевик» сообщал об этом следующее: «Изготовлен первый опытный образец плавучего сверхлегкого танка типа амфибии Carden-Loyd с применением мотора АМО-3 и ходовой части трактора Carden-Loyd. Танк прошел предварительные испытания и был продемонстрирован зам-наркома тов. Тухачевскому 10 апреля сего года на Неве, причем показал способность надежно плавать даже в условиях быстрого течения. Скорость 2-3 км/ч при движении против течения. После подбора соответствующего винта скорость предполагается увеличить до 7-8 км/ч».
На М. Тухачевского показ амфибии, уверенно маневрирующей среди плывущих по Неве льдин, произвел очень благоприятное впечатление. Несколько дней спустя, отправляя телеграмму с различными указаниями советской закупочной комиссии в Италию, Тухачевский написал: «Передайте Гинзбургу, что его «утка» плавает и весьма успешно. Результаты испытаний самые благоприятные». Но, несмотря на лестные отзывы Тухачевского и других руководителей Красной Армии, у танка Т-33 оказалось большое количество недостатков и недоработок. Для принятия на вооружение армии эта машина не годилась. Однако опыт по созданию первого отечественного плавающего танка был использован при создании последующих советских амфибий.
|