Легкий колесно-гусеничный танк БТ-ИС
СССР 

  Танк БТ-ИС  

БТ-ИС представлял собой легкий колесно-гусеничный танк, разработанный на основе конструкции БТ-2 и БТ-5. Изменениям в данном случае подвергалась в основном ходовая часть. Работы велись под руководством изобретателя-самоучки Н. Ф. Цыганова. Цель этих работ была определена К. Е. Ворошиловым, который заявил, что необходимо создать новый колесно-гусеничный движитель для танков БТ. Согласно расчетам инженеров, максимальная скорость танка БТ, снабженного спроектированным Цыгановым движителем, могла достигать 105 км/ч.
Опытный образец БТ-ИС, построенный на базе танка БТ-2, изготовили на танкоремонтном заводе № 48 в Харькове. Испытания первого БТ-ИС прошли в середине 1935 г. Доклады об их результатах были представлены Ворошилову, по распоряжению которого и велась работа по созданию нового варианта танка БТ. Ознакомившись с этими материалами, Ворошилов дал указание изготовить еще 10 танков БТ-ИС, но уже на базе БТ-5. Это распоряжение было выполнено в 1936 г. В середине 1937 г. в окрестностях Харькова проводились испытания трех танков БТ-ИС.


  Легкий колесно-гусеничный танк БТ-ИС  
 
Легкий колесно-гусеничный танк БТ-ИС
 

Главными отличиями БТ-ИС от БТ-5 были наличие трех пар ведущих колес, синхронизатора, специального механизма уравнивания скоростей движения на колесах и гусеницах, и существенное увеличение емкости топливных баков. Такие механизмы, как двигатель, главный и бортовые фрикционы, коробка передач, тормоза и приводы управления, рулевое управление передних колес, а также башня и вооружение танка БТ-5 остались без изменений.
Ряд модификаций претерпели корпус боевой машины, подвеска, трансмиссия, ведущие колеса гусеничного хода и некоторые другие механизмы. Кроме того, изменилась система использования топлива: вместо поочередного питания с каждого из трех имеющихся бензобаков можно было перейти на питание от каждого в отдельности.


  Колесно-гусеничный танк БТ-ИС на заводских испытаниях, без вооружения.  
 
Колесно-гусеничный танк БТ-ИС на заводских испытаниях, без вооружения.
 

Во время испытаний танки БТ-ИС прошли 1500—2500 км, главным образом на колесах. Проходимость БТ-ИС оказалась выше, чем у БТ-5 и БТ-7, кроме того, БТ-ИС были способны хорошо передвигаться даже при потере одной гусеницы, одного или двух катков. Несмотря на ряд недостатков, в целом БТ-ИС оценивались положительно, более того, было решено принять их на вооружение Красной Армии.
Предполагалось, что в 1937 г. будут изготовлены 5 БТ-ИС, на которых установят наклонную бортовую броню, одновременно устранив выявленные в ходе испытаний недочеты в конструкции машины. В 1938 г. планировалось изготовить 300 таких танков. Однако в 1937 г. изготовили только один танк БТ-ИС. Дальнейшая работа над этими боевыми машинами была прекращена после ареста Н. Ф. Цыганова и других инженеров, принимавших участие в разработке БТ-ИС.


  Схема легкого колесно-гусеничного танка БТ-ИС  
 
Схема легкого колесно-гусеничного танка БТ-ИС
 

   
 
Смотрите на нашем сайте:
 
 
 
Copyright © 2009-2019 Большая военная энциклопедия.