Колесно-гусеничный танк БТ-20 (А-20) |
СССР
|
В 1938 г. Комитетом обороны СССР было рассмотрено два проекта танка: колесно-гусеничного БТ-20 (А-20) и гусеничного Т-32 (А-32). Спустя год на Харьковском паровозостроительном заводе изготовили опытный образец БТ-20. Корпус этого танка был полностью сварным, толщина бронелистов составляла от 10 до 20 мм, верхний лобовой лист был установлен наклонно.
Сварная башня БТ-20 по своей конструкции напоминала башню танка БТ-7 образца 1937 г., отличаясь от нее только размерами, которые были несколько больше. Внутри башни находились 45-мм пушка и пулемет ДТ. Еще один пулемет устанавливался в шаровой установке лобового листа корпуса. Многие механизмы, применявшиеся на БТ-20, были заимствованы у БТ-7.
По каждому борту располагалось по 6 опорных колес, ширина гусеницы по сравнению с БТ-7 увеличилась на 400 мм. В первоначальном проекте предполагалось, что масса танка приблизительно будет составлять 13—14 т, однако при изготовлении экспериментального образца оказалось, что она существенно возросла — до 18 т.
Также на Харьковском паровозостроительном заводе был изготовлен и образец гусеничного танка Т-32. Обе боевые машины успешно прошли испытания летом 1939 г., однако вместо Т-32 в серийное производство был пущен танк Т-34, обладавший более мощной броневой защитой. Что касается БТ-20, то руководство завода обратилось к вышестоящему руководству с просьбой доверить выпуск этой машины другому предприятию по причине невозможности организации серийного производства сразу двух танков на одном заводе. Однако БТ-20 так и не был пущен в производство, вероятно, не только потому, что не нашлось завода, который мог бы осуществлять его серийное производство, но и потому, что колесно-гусеничный движитель на тот момент уже устарел.
Экспериментальный образец БТ-20 сначала был включен в состав танковой роты, а в ноябре 1939 г. — в состав 22-й танковой бригады, которая входила в состав подвижной группы. Эта группа принимала участие в боях в районе Павловской слободы в начале декабря 1941 г. В результате полученных повреждений танк временно выбыл из строя, но после ремонта, занявшего несколько дней, снова принял участие в боевых действиях.
Известно, что до середины декабря 1941 г. БТ-20 оказывал поддержку коннице, затем снова получил повреждения и вывезен в тыл для серьезного ремонта. О дальнейшей судьбе БТ-20 ничего неизвестно.