Первые два прототипа полугусеничного бронеавтомобиля wz.28 использовались на маневрах в 1925 году, а с 1927 года началось серийное производство этих броневиков, которые стали поступать в части польской армии в дополнение к имевшимся на вооружении французским броневикам «Пежо». До конца 1930 года было выпущено 90 бронеавтомобилей wz.28. Тридцать машин использовались для обучения, а 60 находились в мобилизационном резерве. С 1934 до 1938 их последовательно модифицировали до уровня бронемашин wz.34, однако не все броневики wz.28 были приведены к новому стандарту. Количество машин, прошедших конверсию, оценивается приблизительно в 80-87 единиц. По данным некоторых польских авторов, в 1939 году одна бронемашина wz.28 находилась в 4-ом бронебатальоне в Бржечи-на-Буге и использовалась для учебных целей. Еще две-три машины использовались для обучения экипажей в учебном центре бронетанковых войск (CWBrPanc) в Модлине. В сентябре 1939 года, когда началась война три броневика из CWBrPanc составили импровизированный отряд, который возглавил лейтенант Феликс Ушчицкии. Последний из находившихся под его командованием wz.28 был подбит украинскими националистами, когда польская колонна продвигалась к венгерской границе.
По сведениям исследователя истории польских бронетанковых войск, Я. Тарчицкого бронированные корпуса четырех wz.28, не прошедших конверсию, были установлены на небольшие речные баржи, в результате чего получились четыре речных бронекатера КМ 12-15. Однако, если подсчитать весь парк броневиков wz.28 и wz.34, то станет очевидным что эта информация не соответствует истине. Машины разных производственных серий имели некоторые различия в форме корпуса. Ранняя, наиболее распространенная модель бронекорпуса имела вертикальную кормовую плиту. Боевое отделение было расширено за счет двух спонсонов располагавшихся над задними колесами в лобовом листе перед водителем были предусмотрены два окна. Кроме того, некоторые машины отличались формой бронекрышек радиатора. В башне броневиков раннего выпуска имелось пять смотровых щелей, на машинах позднего выпуска их было только две.
Слева в борту корпуса имелись двери, которые открывались в сторону кормы. Еще одна большая дверь, открывавшаяся влево, была предусмотрена в кормовом бронелисте. Наблюдение за обстановкой экипаж мог вести через одно окно (два в ранних модификациях) в лобовом листе перед водителем, и два меньших окна в дверях. Все окна были защищены бронезаслонками со смотровыми щелями. Радиатор двигателя также прикрывала бронекрышка из двух створок. Бронемашины wz.28 оснащались четырехцилиндровым четырехтактным карбюраторным двигателем «Ситроен» В-14 с рабочим объемом около 1477 см3, который развивал мощность 13,2 кВт (18 л. с.) при 2100 об/мин. Крутящий момент передавался от двигателя на ведущие колеса гусеничного хода посредством трансмиссии, которая состояла из коробки передач и демультипликатора и обеспечивала движение машины вперед на шести скоростях и назад на двух.
После непродолжительной эксплуатации стало ясно, что полугусеничный ход не оправдывал возлагавшихся на него ожиданий: при движении по дорогам с твердым покрытием машина развивала максимальную скорость не более 30 км/ч, а по бездорожью и того меньше. Что касается ее проходимости, то она. мягко говоря, оставляла желать лучшего. При всех этих недостатках гусеничный движитель Кегресса часто выходил из строя и требовал постоянного внимания экипажа. Первоначально броневики wz.28 окрашивались в стандартный камуфляж, принятый в польской армии в 1928 году, серо-песочные, серо-голубые и темно-коричневые пятна на общем темно-зеленом фоне. Пятна могли иметь произвольную форму, но цвет краски был регламентирован соответствующим документом. В 1932 году была принята схема камуфляжа, которую иногда называли «японской», ярко-желтые, темно-зеленые и темно-коричневые пятна с тонкой черной обводкой на оливково-зеленом фоне. Некоторые бронемашины окрашивались целиком в темно-зеленый цвет. Польские опознавательные знаки в виде красно-белых ромбов и косые линии обозначавшие принадлежность к дивизиону, наносились на борта машин.
|