Свои первый послевоенный контракт автомобильная фирма «Кросслей», занимавшаяся в годы первой мировой войны производством штабных автомобилей, санитарных машин и грузовиков для перевозки личного состава и снаряжения, получила почти случайно. Британской армии в Индии потребовался бронеавтомобиль для эксплуатации в районах северо-западной границы. Для изучения предложений на рынке бронемашин, и в особенности чтобы присмотреться к броневикам фирмы «Роллс-Ройс» хорошо зарекомендовавшим себя в годы воины, в Великобританию прибыла делегация военных. Но помимо неимоверно высокой стоимости «Роллс-Ройсов», представителей армии неприятно поразила неспособность этих броневиков пройти тест на крутизну подъема во время испытаний на проходимость по пересеченной местности. Вместе с «Роллс-Ройсами» в испытаниях участвовал автомобиль на базе 1,5-тонного шасси «Кросслей», разработанный специально для России, однако после революции 1917 года контракт лопнул, и машину предполагалось предложить Индии в качестве среднего грузовика. Машина успешно прошла все тесты, и один образец был немедленно закуплен для углубленного испытания, которое заключалось в 4000-мильном пробеге по Британии с балластом весом в 4 тонны. Результаты пробега превзошли все ожидания, после чего «Кросслей» получил заказ на производство 32 машин с бронекорпусами от фирмы «Виккерс». Эти бронеавтомобили были переданы заказчику в 1923 году, после чего последовал следующий заказ. Всего было изготовлено около 100 бронемашин «Виккерс-Кросслей» образца 1923 года. Все они имели колеса на грузошинах, чтобы свести на нет риск возможных проколов, но это решение себя не оправдало, так как при езде по мягким грунтам машины на узких шинах вязли по самые оси. Два бронеавтомобиля были отправлены в Южную Африку, но и там грузошины доставляли массу хлопот. В конце концов они были заменены пневматиками. Кстати, обе эти машины сохранились и в настоящее время являются экспонатами Южно-Африканского военного музея. В передней части корпуса устанавливался четырехцилиндровый карбюраторный рядный двигатель жидкостного охлаждения «Кросспей» развивавший мощность 36,8 кВт (50 л. с.), что позволяло 4,85-тонной бронемашине двигаться по дорогам с твердым покрытием с максимальной скоростью 64 км/ч. Скорость заднего хода не превышала 8 км/ч. Для ремонта и обслуживания двигателя боковые стенки моторного отсека снимались. Для вентиляции моторного отделения в них были предусмотрены вертикальные щелевые жалюзи. Для охлаждения радиатора в передней стенке моторного отделения имелись два бронекрышки с вентиляционными щелями. За моторным отделением располагалось отделение управления в котором водитель сидел справа, а командир машины слева. Для наблюдения за местностью и вождения машины спереди имелось лобовое окно, которое в боевом положении закрывалось двумя горизонтальными бронекрышками - верхняя была сплошной, а в нижней имелись узкие смотровые щели. Справа и слева в бортах имелись двери для посадки и выхода из машины. В боевом отделении с башней располагались два пулеметчика. Они могли вести наблюдение за местностью через маленькие смотровые окна, оборудованные бронезаслонками, в бортах корпуса по три с каждой стороны В заднеприводной ходовой части использовались колеса на узких грузошинах. Нагрузка на переднюю ось достигала 1,83 т, на заднюю — 3,175 т. В японской армии бронеавтомобили «Виккерс-Кросслей» образца 1925 года широко применялись во время шанхайских операций в 1931-1932 годах. Начиная с середины тридцатых годов их стали постепенно вытеснять бронемашины оригинальной японской конструкции.
|