Бронеавтомобиль «Виккерс-Кросслей» модель 1923/1925 гг.
Великобритания 

  Бронеавтомобиль Виккерс-Кросслей модель 1925 г.  
 
Тактико-технические характеристики бронеавтомобиля
«Виккерс-Кросслей» модель 1923/1925
Боевая масса, т: 4,85;
Экипаж, чел.: 4;
Габаритные размеры, мм: длина - 5020, ширина - 1870, высота - 2580, колесная база - 3500, дорожный просвет - 250;
Бронирование, мм: 5,5;
Вооружение: два 7,7 - мм пулемета «Виккерс»;
Боекомплект: 3500 патронов;
Двигатель: «Кросслеи». 4-цилиндровый, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения, мощность 36,8 кВт;
Удельная мощность кВт/т: 7,58;
Максимальная скорость, км/ч: 64;
Запас хода, км: 200;
Запас топлива, л: 100.
 

Свои первый послевоенный контракт автомобильная фирма «Кросслей», занимавшаяся в годы первой мировой войны производством штабных автомобилей, санитарных машин и грузовиков для перевозки личного состава и снаряжения, получила почти случайно. Британской армии в Индии потребовался бронеавтомобиль для эксплуатации в районах северо-западной границы. Для изучения предложений на рынке бронемашин, и в особенности чтобы присмотреться к броневикам фирмы «Роллс-Ройс» хорошо зарекомендовавшим себя в годы воины, в Великобританию прибыла делегация военных. Но помимо неимоверно высокой стоимости «Роллс-Ройсов», представителей армии неприятно поразила неспособность этих броневиков пройти тест на крутизну подъема во время испытаний на проходимость по пересеченной местности. Вместе с «Роллс-Ройсами» в испытаниях участвовал автомобиль на базе 1,5-тонного шасси «Кросслей», разработанный специально для России, однако после революции 1917 года контракт лопнул, и машину предполагалось предложить Индии в качестве среднего грузовика.

Машина успешно прошла все тесты, и один образец был немедленно закуплен для углубленного испытания, которое заключалось в 4000-мильном пробеге по Британии с балластом весом в 4 тонны.


  Бронеавтомобиль Виккерс-Кросслей модель 1923 г.  

Результаты пробега превзошли все ожидания, после чего «Кросслей» получил заказ на производство 32 машин с бронекорпусами от фирмы «Виккерс». Эти бронеавтомобили были переданы заказчику в 1923 году, после чего последовал следующий заказ. Всего было изготовлено около 100 бронемашин «Виккерс-Кросслей» образца 1923 года. Все они имели колеса на грузошинах, чтобы свести на нет риск возможных проколов, но это решение себя не оправдало, так как при езде по мягким грунтам машины на узких шинах вязли по самые оси. Два бронеавтомобиля были отправлены в Южную Африку, но и там грузошины доставляли массу хлопот. В конце концов они были заменены пневматиками. Кстати, обе эти машины сохранились и в настоящее время являются экспонатами Южно-Африканского военного музея.
Корпус бронеавтомобиля изготавливался из листов броневой стали толщиной 5,5 мм. которые приклепывались к каркасу, закрепленному на раме шасси. Бортовое бронирование было вертикальным, но броневые листы верхней части корпуса за капотом устанавливались со скосом, кормовой лист также отклонялся от вертикали на угол до 300 В целом, такая бронировка защищала экипаж лишь от ружейных небронебойных пуль, и ее врят-ли можно считать достаточной. Снизу в средней части корпуса имелись специальные кронштейны с помощью которых крепились мостки для преодоления канав и не широких рвов. Характерной особенностью бронеавтомобиля являлась куполообразная полусферическая башня на вершине которой располагалась наблюдательная башенка в форме правильной полусферы. Она состояла из двух раскрывающихся сегментов и в открытом положении напоминала половину апельсина без дольки сверху. На не которых машинах над наблюдательной башенкой монтировался прожектор-искатель. В качестве вооружения в башне в шаровых установках монтировались два 7,7-мм пулемета «Виккерс», кроме того в башне имелись еще две такие же не занятые установки что позволяло при необходимости легко менять секторы обстрела Боекомплект к пулеметам насчитывал 3500 патронов.

В передней части корпуса устанавливался четырехцилиндровый карбюраторный рядный двигатель жидкостного охлаждения «Кросспей» развивавший мощность 36,8 кВт (50 л. с.), что позволяло 4,85-тонной бронемашине двигаться по дорогам с твердым покрытием с максимальной скоростью 64 км/ч. Скорость заднего хода не превышала 8 км/ч. Для ремонта и обслуживания двигателя боковые стенки моторного отсека снимались. Для вентиляции моторного отделения в них были предусмотрены вертикальные щелевые жалюзи. Для охлаждения радиатора в передней стенке моторного отделения имелись два бронекрышки с вентиляционными щелями.


  Бронеавтомобиль Виккерс-Кросслей модель 1923 г.  

За моторным отделением располагалось отделение управления в котором водитель сидел справа, а командир машины слева. Для наблюдения за местностью и вождения машины спереди имелось лобовое окно, которое в боевом положении закрывалось двумя горизонтальными бронекрышками - верхняя была сплошной, а в нижней имелись узкие смотровые щели. Справа и слева в бортах имелись двери для посадки и выхода из машины. В боевом отделении с башней располагались два пулеметчика. Они могли вести наблюдение за местностью через маленькие смотровые окна, оборудованные бронезаслонками, в бортах корпуса по три с каждой стороны В заднеприводной ходовой части использовались колеса на узких грузошинах. Нагрузка на переднюю ось достигала 1,83 т, на заднюю — 3,175 т.
Бронеавтомобиль «Виккерс-Кросслеи» образца 1923 года, созданный для индийской армии, был использован специалистами фирмы «Виккерс» в качестве базы для разработки бронемашины, предназначавшейся для продаж на экспорт. Большое количество их было продано Японии, где они получили обозначение «Дова», более скромную партию этих броневиков приобрела для своих вооруженных сил Аргентина.
Бронеавтомобиль «Виккерс-Кросслей» образца 1925 года внешне незначительно отличался от предшествующей модели мостки для преодоления канав и рвов использовались в качестве подножек, изменилась форма бронировки боковых стенок моторного отделения. Главное различие машин заключалось в том что модель 1925 года оборудовалась задним рулевым управлением. В связи с этим в задней части бронемашины появился выступ для размещения кормового водителя. Для него в задней стенке корпуса были предусмотрены также смотровые окна и щели.

В японской армии бронеавтомобили «Виккерс-Кросслей» образца 1925 года широко применялись во время шанхайских операций в 1931-1932 годах. Начиная с середины тридцатых годов их стали постепенно вытеснять бронемашины оригинальной японской конструкции.
В 1926 году фирма «Виккерс» применила аналогичную форму бронировки для бронеавтомобиля «Виккерс-Роллс-Ройс», построенного для Аргентины, Японии и Ирана. В несколько измененном виде она была применена для полицейского бронеавтомобиля поставленного в Венгрию.

   
 
Смотрите на нашем сайте:
 
 
 
Copyright © 2009-2019 Большая военная энциклопедия.