Легкие бронеавтомобили «Тидахольм» m/25 и m/26
Швеция 

 
Легкий бронеавтомобиль Тидахольм m/25
 
 
Опытная модель легкого бронеавтомобиля «Тидахольм» m/26 без вооружения
 
 
Тактико-технические характеристики легких бронеавтомобилей «Тидахольм» m/25 и m/26
Боевая масса, т: 4,5;
Экипаж, чел.: 5;
Бронирование, мм: 3-5,5;
Вооружение: 8-мм пулемет m/14-29;
Двигатель: 4-цилиндровый, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения, мощность 26,5 кВт;
Удельная мощность, кВт/т: 5,9;
Максимальная скорость, км/ч: по шоссе - 45
 

В 1925 году фирма «Тидахольм» построила опытный двухосный заднеприводной бронеавтомобиль m/25, использовав в качестве базы шасси своего 1,5-тонного грузовика. Ее корпус склепывался из листов котельного железа толщиной до 5,5 мм и не мог обеспечить сколько-нибудь надежной защиты для экипажа. Боковые листы устанавливались вертикально, а кормовой лист и особенно передняя стенка моторного отделения имели значительные угол наклона. Еще больше был наклонен лобовой лист корпуса с расположенным справа смотровым окном водителя, оборудованным бронекрышкой со смотровой щелью. Для входа и выхода экипажа из машины в бортах корпуса имелись прямоугольные двери.


 
Легкий бронеавтомобиль «Тидахольм» m/26
 
 
Легкий бронеавтомобиль «Тидахольм» m/26
 

В передней части броневика располагалось моторное отделение, в котором был установлен четырехцилиндровый карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения, развивавший мощность 26,5 кВт (36 л. с.), что позволяло бронемашине, с боевой массой 4,5 т, двигаться по дорогам с твердым покрытием с максимальной скоростью 45 км/ч. Защиту радиатора от повреждений, а также поступление охлаждающего воздуха в моторный отсек обеспечивало регулируемое щелевое жалюзи с 6 горизонтально расположенными пластинами. Для циркуляции воздуха в боковых стенках моторного отсека имелись по два вертикальных лючка. На крыше капота был предусмотрен съемный люк, который давал доступ к двигателю для проведения ремонтных работ или технического обслуживания.
На крыше боевого отделения, расположенного в задней части машины, была установлена большая цилиндрическая башня кругового вращения с куполообразным верхом, вооруженная 8-мм пулеметом m/14-29. На крыше башни имелся круглый люк с откидной крышкой, через который при необходимости можно было попасть в машину или покинуть ее.
В заднеприводной (4x2) ходовой части с подвеской на полуэллиптических листовых рессорах использовались односкатные колеса со сплошными пулестойкими шинами. На бронемашине m/25 в опытном порядке испытывался полугусеничный движитель типа «Ниберг», о чем свидетельствуют ниши в нижней задней части броневого корпуса.
Для езды в темное время суток бронемашина была оборудована двумя фарами, которые размещались по обе стороны жалюзи радиатора.


 
Бронеавтомобиль Тидахольм m/25 (слева) и два бронеавтомобиля Тидахольм m/26
 
 
Бронеавтомобиль «Тидахольм» m/25 (слева) и два бронеавтомобиля «Тидахольм» m/26 на плацу кавалерийсного попка КЗ. 1926 г.
 

Дальнейшая работа по усовершенствованию бронеавтомобиля m/25 закончилась постройкой в 1926 году еще двух образцов, получивших обозначение m/26. Новые машины имели то же шасси 1,5-тонного грузовика «Тидахольм», как и их предшественница m/25, но отличались конструкцией бронекорпуса. Первый вариант m/26 в целом сохранил внешний вид модели 1925 года, изменения затронули нижнюю заднюю часть корпуса, где исчезли выемки для полугусеничного движителя: бронировку моторного отсека на его передней стенке, появилось новое регулируемое трехстворчатое жалюзи горизонтального типа, а на боковых стенках осталось по одному горизонтально расположенному лючку для циркуляции охлаждающего воздуха, вместо небольшого окна водители расположенного справа на передней стенке корпуса, конструкторы предусмотрели узкое окно с бронекрышкой, вытянувшееся на всю ширину лобового листа.

Второй вариант m/26 заметно отличался от первого формой бронировки листы передней и верхней частей корпуса были установлены с рациональными углами наклона, скос передней стенки моторного отсека уменьшился, фары сместились выше, а их кронштейны стали крепиться к боковым стенкам бронекапота. Кроме того, в ходовой части были использованы колеса с пневматическими шинами.
Несмотря на некоторые внешние отличия, оба бронеавтомобиля «Тидахольм» m/26 сохранили основные характеристики и недостатки модели образца 1925 года. Все три машины состояли на вооружении кавалерийского полка КЗ, однако из-за маломощности, слабого вооружения и невысокой проходимости по местности не устраивали военных.


   
 
Смотрите на нашем сайте:
 
 
 
Copyright © 2009-2019 Большая военная энциклопедия.