Бронеавтомобиль «Шкода» PA-II «Зельва»
Чехословакия 

 
Бронеавтомобиль Шкода PA-II
 
 
Тактико-технические характеристики бронеавтомобиля
«Шкода» PA-II
Боевая масса, т: 7,36;
Экипаж, чел.: 5;
Габаритные размеры, мм: длина - 6200, ширина - 2160, высота - 2440, колесная база - 3760, колея - 2000, дорожный просвет - 310;
Бронирование, мм: 5,5;
Вооружение: четыре 7,62 - мм пулемета водяного охлаждения «Максим» 08;
Двигатель: «Шкода», 4-цилиндровый, карбюраторный, жидкостного охлаждения, рабочий объем 9730 см3, мощность 51,5 кВт при 1400 об/мин;
Удельная мощность, кВт/т: 6,99;
Максимальная скорость, км/ч: по шоссе - 60;
Запас хода, км: по шоссе - 250;
Запас топлива, л: 70;
Расход топлива на 100 км, л: 28;
Преодолеваемые препятствия: стенка, м - 0,3; ров, м - 0,45; брод, м - 0,4
 

 
Бронеавтомобиль Шкода PA-II Зельва
 
 
Бронеавтомобиль «Шкода» PA-II «Зельва» (Zelva - черепаха)
 

В 1924 году фирма «Шкода» построила необычный по форме броневик с симметричным обтекаемым корпусом, благодаря которому машина получила прозвище «Zelva» (черепаха). Этот наиболее характерный чехословацкий бронеавтомобиль межвоенного периода имел официальное обозначение PA-II и являлся дальнейшим развитием бронемашины PA-I (РА — сокращение от слов pancerovy aulomobil — бронированный автомобиль). Неофициально шкодовские «черепахи» назывались OA vz.23. С 1924 по 1925 год из стен завода фирмы вышли 12 бронеавтомобилей этого типа, причем два из них имели корпуса из не броневой стали и использовались для обучения водителей.

Корпус бронемашины склепывался из фасонных броневых листов, имевших толщину 5,5 мм. и обеспечивал защиту экипажа. состоявшего из 5 человек, от ружейных пуль, выпущенных с расстояния 100 м. Из-за сложности и трудоемкости процесса обработки раскроенных бронелистов с целью придания им округлых, зализанных форм, стоимость броневого корпуса была очень высока, что отражалось на конечной стоимости всего бронеавтомобиля.


 
 Бронеавтомобиль Шкода PA-II Зельва, вид сверху
 
 
Бронеавтомобиль «Шкода» PA-II «Зельва», вид сверху. Корпус склепывайся из фасонных броневых листов и имел очень высокую стоимость. что сказывалось на общей цене бронемашины
 

PA-II не имел вращающейся башни, характерной для большинства бронемашин межвоенного периода. В средней части симметричного обтекаемого корпуса выделялся неподвижный броневой купол, по углам которого располагалось вооружение — четыре 7,62-мм пулемета водяного охлаждения «Максим» 08 в шаровых установках, каждый из которых имел горизонтальный сектор обстрела 90°. Для входа и выхода из бронеавтомобиля в бортах средней части корпуса были предусмотрены двери с полукруглым верхом. Круглый люк с откидной крышкой находился на крыше купола и мог использоваться как для наблюдения за местностью, так и для покидания машины.
Бронеавтомобиль PA-II имел систему двойного управления, при которой два водителя сидели рядом, спинами в разные стороны, по центру боевого отделения и управляли попеременно каждый своей парой колес. Каждый водитель располагал всеми без исключения органами управления и в своих действиях не зависел от напарника. Недостаток этой системы заключался в том, что оба водителя сидели далеко от узких смотровых окон, оборудованных бронекрышками со смотровыми щелями, и имели очень плохой обзор. Кроме того, для перехода на управление машиной с заднего поста передние колеса необходимо было установить строго параллельно продольной оси бронеавтомобиля, а управление ими — заблокировать. То же самое, но с задними колесами, проделывалось при обратном переходе к управлению с переднего поста. Если такая процедура вполне возможна в спокойной обстановке на ровной дороге, то в боевой обстановке, особенно в уличном бою, она представляется крайне неудобной.


 
 Бронеавтомобиль Skoda PA-II Zelva
 
 
Дальнейшим развитей бронемашины PA-I стал безбашенный бронеавтомобиль Р-II «Зельва». Хорошо видна внешняя симметричность форм броневого корпуса машины.
 

В задней части корпуса PA-II в моторном отделении с выпуклым обтекаемым капотом был расположен четырехцилиндровый карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения с рабочим объемом 9730 см3, развивавший мощность 51,5 кВт (70 л. с.), что позволяло бронемашине с боевой массой 7,36 т двигаться в обоих направлениях по дорогам с твердым покрытием с максимальной скоростью 60 км/ч. С двигателем взаимодействовала трансмиссия в состав которой входили: механическая четырехскоростная коробка передач, демультипликатор, раздаточная коробка дифференциалы и механические тормоза.
В верхней части обтекаемого бронекапота передней части корпуса имелся прямоугольный люк. две створки которого распахивались в стороны от продольной оси машины, обеспечивая тем самым вентиляцию боевого отделения. Кроме того, при необходимости через этот люк можно было попасть в машину или покинуть ее. При закрытом люке доступ воздуха в обитаемый отсек бронемашины осуществлялся через двухсекционное щелевое жалюзи. Такое же жалюзи имелось и в бронекапоте моторного отсека.

В полноприводной (4x4) ходовой части бронемашины с независимой подвеской использовались односкатные колеса с пневматическими пулестойкими шинами большого сечения.
Для езды в темное время суток бронемашина оборудовалась четырьмя фарами, которые были попарно вмонтированы в передние и задние крылья и защищены от повреждений полусферическими бронеколпаками.
Бронеавтомобили PA-II нашли применение не только в чехословацкой армии. В 1927 году три броневика были проданы в Австрию и поступили на вооружение венской полиции. По меньшей мере один из них австрийцы модифицировали, добавив маленькую командирскую башенку. Эти машины использовались при подавлении нацистского путча в 1934 году, во время которого был убит канцлер Австрии Энгельберт Дольфус, выступавший против аншлюса.


 
 Бронеавтомобиль РА-II Деловы
 
 
Бронеавтомобиль РА-II «Деловы», построенный на базе бронемашины PA-II «Zelva» был вооружен 76-мм пушкой «Шкода» L28 установленной в мощной сферической маске
 

В 1927 году фирма «Шкода» сделала попытку разработать пушечный бронеавтомобиль, использовав в качестве его базы шасси бронемашины PA-II. В результате был построен единственный прототип броневика, который получил обозначение РА- II «Деловы». В целом машина сохранила компоновку своей предшественницы, но ее корпус, склепанный из листов гомогенной стальной брони 5,5-мм толщины, потерял присущую PA-II обтекаемость и симметричность. Зато в передней части его неподвижной полностью закрытой центральной рубки появилась 75-мм пушка «Шкода» L28 в мощной сферической маске. В качестве вспомогательного вооружения в задней стенке рубки в шаровой установке был смонтирован 7,62-мм пулемет «Максим» 08. Еще две шаровые установки были предусмотрены в бортах рубки. На ее крыше имелась маленькая коническая командирская башенка с откидывающимся люком из которой можно было вести наблюдение за местностью. Для входа и выхода экипажа в составе четырех человек из машины в бортах по центру корпуса находились прямоугольные двери.

Несомненно, 75-мм пушка усилила огневую мощь бронемашины, но зато чересчур утяжелила ее боевая масса. РА- II «Деловы» возросла до 9,4 т, а ходовые характеристики и проходимость соответственно упали. Так, при том же 51,5-киловаттном двигателе фирмы «Шкода» с рабочим объемом 9730 см3, максимальная скорость машины на шоссейных дорогах не превышала 45 км/ч, а о движении по пересеченной местности говорить и вовсе не приходится. В конечном итоге, по результатам испытаний прототип был признан слишком тяжелым, чрезмерно дорогим и маломощным. Как следствие, дальнейшие работы над этой машиной были признаны нецелесообразными.


   
 
Смотрите на нашем сайте:
 
 
 
Copyright © 2009-2019 Большая военная энциклопедия.