Полугусеничный артиллерийский тягач Sd.Kfz.8
Германия 

  Полугусеничный артиллерийский тягач Sd.Kfz.8  
 
Тактико-технические характеристики полугусеничного артиллерийского тягача Sd.Kfz. 8
Боевая масса, т: 12,15;
Грузоподъемность, т: 2,55;
Тяговое усилие, т: 12,0;
Экипаж, чел.: 9;
Габаритные размеры, мм: длина - 7350, ширина - 2500, высота - 2800, дорожный просвет - 400;
Двигатель: «Майбах» HL 85 TUKRM, 12-цилиндровый, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения, рабочий объем 8520 см3, мощность 136,1 кВт при 2600 об/мин.;
Удельная мощность, кВт/т: 11,2;
Максимальная скорость, км/ч: по шоссе - 51;
Запас хода, км: по шоссе - 250;
Запас топлива, л: 250.
 
  Схема полугусеничного артиллерийского тягачя Sd.Kfz.8  
 
Тяжолый полугусеничный артиллерийский тягач Sd.Kfz.8
 

В 1932 году по советскому заказу фирма «Даймлер-Бенц» разработала мощный 12-тонный полугусеничный тягач, которым должны были укомплектовываться артиллерийские части Красной Армии. Однако вскоре заказ был аннулирован, но наработки фирмы заинтересовали немецких военных, которые активно проводили курс на моторизацию германской армии.
С 1934 по 1945 год серийное производство 12-тонных тягачей осуществляли фирмы «Даймлер-Бенц», «Крутит» и «Краус-Маффей». Всего за этот период ими было изготовлено 3450 полугусеничных машин Sd.Kfz. 8. Машина выпускалась в четырех вариантах, которые отличались друг от друга главным образом маркой и мощностью двигателя. Тягач Sd.Kfz. 8 использовался в вермахте для буксировки тяжелых артиллерийских орудий.

Базовая модификация Sd.Kfz. 8 была построена по компоновочной схеме с передним расположением двигателя и полугусеничной ходовой частью. Открытый сверху небронированный кузов крепился на раме шасси, выполненной из коробчатых балок, сваренных из стального уголкового профиля и усиленных траверсами.
В отделении управления слева располагался водитель тягача, справа от него на широком сиденье скамеечного типа могли разместиться еще два человека, включая командира машины. В распоряжении водителя имелись приборы контроля работы двигателя (датчики температуры, давления масла, тахометр, указатель количества топлива), спидометр и контрольные индикаторы электрооборудования.


  Фото полугусеничного артиллерийского тягачя Sd.Kfz.8  
 
Полугусеничный артиллерийский тягач Sd.Kfz.8 на переправе.
 

За водительской кабиной, отделенной от задней части кузова невысокой перегородкой, на двух сиденьях, расположенных поперек кузова, размещался артиллерийский расчет в составе 9 человек. Для защиты от дождя и снега над кузовом и кабиной разворачивался брезентовый тент. В кормовой части машины имелось грузовое отделение с двустворчатыми дверями в бортах и задней стенке кузова.
В моторном отсеке тягача последней серийной модели DBs10 был установлен двенадцати цилиндровый карбюраторный рядный двигатель жидкостного охлаждения «Майбах» HL 85 TUKRM с верхним расположением клапанов и рабочим объемом 8520 см3, который при 2600 об/мин развивал мощность 136,1 кВт (185 л. с.).
С двигателем взаимодействовала трансмиссия, в состав которой входили: двухдисковое сухое сцепление с гидравлическим приводом, четырехскоростная планетарная коробка передач, обеспечивавшая движение вперед на четырех скоростях и задний ход, демультипликатор, двойной дифференциал. гидравлические и пневматические тормоза. Для движения по пересеченной местности включалась специальная передача.
Силовая установка позволяла тягачу с боевой массой 12,15 т двигаться по дорогам с твердым покрытием с максимальной скоростью 51 км/ч. С полным топливным баком, вмещавшим 250 литров бензина, запас хода составлял 250 км.
В состав полугусеничной ходовой части тягача входили управляемый передний мост с поперечной полуэллиптической листовой рессорой, оборудованный колесами с пневматическими низкопрофильными шинами размером 11,25-20 и гусеничный движитель с индивидуальной торсионной подвеской, который, применительно к одному борту, состоял из ведущего колеса переднего расположения, направляющего колеса заднего расположения с винтовым натяжным механизмом и шести сдвоенных обрезиненных опорных катков, размещенных в шахматном порядке в три ряда. Опорными были катки только из двух внутренних рядов. Внешний ряд катков воспринимал нагрузку лишь при движении по бездорожью. Опорные катки штамповались из листовой стали толщиной 8-12 мм ведущие колеса были литыми. В ходовой части применялись мелкозвенчатые, одногребневые, однопальцевые гусеницы шириной 400 мм с амортизирующими резиновыми вкладышами.
Тяжелый полугусеничный тягач послужил базой для создания самоходной артиллерийской установки, вооруженной легендарной 88-мм зенитной пушкой Flak 18 — Sd.Kfz 8 mil der 8.8-cm Flak 18.


  Полугусеничная самоходная артиллерийская установка Sd.Kfz. 8  
 
Полугусеничная самоходная артиллерийская установка Sd.Kfz. 8 с 88-мм зенитной пушкой Flak 18
 

Появление этой боевой машины было связано с планами вторжения вермахта во Францию. Готовясь к войне, немецкие военные понимали, что для преодоления «пинии Мажино» — мощной системы оборонительных укреплений на границе Франции, — им понадобится надежное средство поражения, способное уничтожить огневые точки французов, укрытые в бункерах с железобетонными стенами большой толщины. Тщательный анализ характеристик артиллерийских орудий, имевшихся на вооружении вермахта, показал, что наиболее пригодным орудием большой точности и мощности являлась 88-мм зенитная пушка Flak 18. Ее бронебойный снаряд весил 9,4 кг, имел начальную скорость 795 м/с и поражал цель на расстоянии до 15 км. Но большой вес — свыше 7 т — позволял выдвигать пушку на огневую позицию лишь с помощью тягача, и на открытой местности стрельба прямой наводкой становилась смертельно опасной для расчета пушки. Выход напрашивался сам — пушку надо сделать самоходной и бронировать. Однако танкового шасси, пригодного для установки такого тяжелого орудия, у немцев в то время не было. Зато имелось несколько типов хорошо отработанных и производившихся серийно полугусеничных тягачей. На один из них, 12-тонный Sd.Kfz 8, разработанный фирмой »Даймлер-Бенц» и пал выбор.

Моторный отсек тягача и рабочее место водителя прикрыли листами катаной стали толщиной от 8 до 14 мм, а вместо кузова на штатной тумбе установили 88-мм зенитку, также прикрыв ее спереди бронещитом. Бронирование было далеко не совершенным. Орудие с боков и сзади броней совсем не прикрывалось, расчет на платформе тягача был, как на ладони. Одноместная рубка водителя, малозаметная на фоне огромного орудийного щита, сзади также была открытой.
Бронирование моторного отсека, выполненное из плоских бронелистов, имело щели как между верхним и вертикальными листами, так и между передним и боковыми для лучшей циркуляции охлаждающего воздуха.
Бронекорпус самоходки и броневой щит пушки обтягивались сеткой, за которую, в целях маскировки, в боевых условиях вкладывали ветки деревьев.


  Полугусеничная самоходная артиллерийская установка Sd.Kfz. 8 с 88-мм зенитной пушкой Flak 18  
 
Полугусеннчные самоходные артиллерийские установки Sd.Kfz. 8 с мощной 88-мм зенитной пушкой Flak. 18
 

К весне 1940 года было построено до 30 таких самоходных артиллерийских установок (по другим источникам — от 12 до 25), сведенных в 8-й отдельный тяжелый противотанковый дивизион (525-я 560-я и 605-я роты). Перед началом французской кампании он был придан 2-й танковой дивизии, входившей в состав 19-го армейского корпуса командовал которым генерал Гейнц Гудериан.
13 мая 1940 г части Гудериана подошли к реке Маас. Но ни массированный артобстрел, ни бомбардировки с воздуха французских укреплении на другом берегу Мааса не дали желаемого результата — французы продолжали вести интенсивный огонь, препятствуя форсированию реки. Тогда «Быстрый Гейнц» двинул вперед свои тяжелые самоходки, и они с блеском справились с поставленной задачей: несколько десятков 88-мм снарядов, всаженных прямо в амбразуры железобетонных бункеров. заставили французов капитулировать, после чего немецкая пехота без помех переправилась на друг ой берег Мааса.
На 1 марта 1945 года в частях вермахта оставалось 1125 тягачей Sd.Kfz 8.

   
 
Смотрите на нашем сайте:
 
 
 
Copyright © 2009-2019 Большая военная энциклопедия.