Бронеавтомобиль БА-6
СССР 

 
Средний пушечный бронеавтомобиль БА-6
 
 
Тактико-технические характеристики бронеавтомобиля БА-6
Боевая масса, т: 5,12;
Экипаж, мел.: 4;
Габаритные размеры, мм: длина - 4900, ширина - 2070, высота - 2360, колесная база - 2730+940, колея - 1405/1600, дорожный просвет - 240;
Бронирование, мм: башня - 8, лоб корпуса - 8, борта и корма - 8;
Вооружение: 45-мм пушка 20К обр. 1932 г., два 7,62-мм пулемета ДТ обр. 1932 г.;
Боекомплект: 60 выстрелов, 3276 патронов;
Двигатель: «ГАЗ-ММ», 4-цилиндровый. карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения, мощность 29,4 кВт при 2200 об/мин;
Удельная мощность, кВт/т: 5,74;
Максимальная скорость, км/ч: по шоссе - 43;
Запас хода, км: 130-197;
Преодолеваемые препятствия: подъем, град - 20; стенка, м - 0,3; ров, м - 0,8; брод, м - 0,8.
 

К 1935 году на ГАЗе был освоен выпуск отечественного трехосного автомобиля ГАЗ-ААА, на базе которого Ижорский завод в сжатые сроки разработал новый броневик БА-6. По корпусу, башне, вооружению. размещению боекомплекта, узлов и агрегатов эта машина принципиально не отличалась от своей предшественницы БА-3. Экипаж бронемашины БА-6 состоял из 4 человек. Благодаря более строгой весовой дисциплине массу бронеавтомобиля удалось уменьшить до 5120 кг при сохранении прочих тактико-технических параметров. С 1936 по 1938 год Ижорский завод выпустил 386 бронеавтомобилей БА-6.

От БА-3 новый бронеавтомобиль внешне можно было отличить по отсутствию задней двери, задних смотровых лючков и подножки в кормовой части корпуса. Кроме того, колея задних колес расширилась до 1600 мм (у БА-3 — 1585 мм), база между передней осью и центром подвески задней тележки уменьшилась до 3200 мм (против 3220 мм у БА-3); расстояние между задними мостами сократилось с 1016 мм (у БА-3) до 940 мм. В ходовой части применялись колеса с пулестойкими шинами ГК, заполненными губчатой резиной.


 
Бронеавтомобиль БА-6
 
 
От бронеавтомобиля БА-3, бронеавтомобиль БА-6 внешне можно было отличить по отсутствию задней двери, задних смотровых лючков и подножки в кормовой части корпуса.
 

Основное вооружение бронемашины БА-6, состоявшее из 45-мм пушки 20К образца 1932 года и спаренного с ней 7,62-мм пулемета ДТ, было установлено в цилиндрической башне кругового вращения аналогичной по конструкции башне танка Т-26, но с более скромной бронировкой, толщина которой составляла 8 мм. В вертикальной плоскости пушка наводилась на цель в секторе от 2° до +22°. Вращение башни осуществлялось с помощью механического механизма поворота с ручным приводом. Возимый боекомплект, в состав которого входили 60 выстрелов и 3402 патрона, размещался частично в башне, а частично в корпусе бронеавтомобиля. В нише башни располагались два сотовых стеллажа на 40 снарядов, вдоль бортовых стенок башни имелись гнезда на 12 снарядов и вдоль стенок бронекорпуса в боевом отделении еще на 8. В четырех стеллажах в башне и корпусе размещались магазины для пулеметов ДТ. Для ведения прицельной стрельбы в распоряжении наводчика имелись телескопический прицел ТОП образца 1930 года и перископический панорамный прицел ПТ-1 образца 1932 года.
На момент создания и в начальный период второй мировой войны бронеавтомобили БА-3 и БА-6 имели наиболее мощное вооружение в мире среди боевых машин своего класса. На британских и американских бронемашинах пушки калибра 37-40 мм появились только в 1942 году. Что же касается широко известного четырехосного бронеавтомобиля SdKfz 234 «Пума», вооруженного 50-мм пушкой KwK 39 L/60, то его серийное производство началось еще позже — в 1943 году.
К сожалению, мощное вооружение было. пожалуй, главным и единственным достоинством отечественных средних бронеавтомобилей 30-х годов прошлого века. Опыт боевых действий выявил практическую невозможность их использования на передовой из-за недостаточной проходимости. и это в равной степени относится к немецким бронеавтомобилям, которые применялись главным образом вдоль оборудованных дорог. К существенным недостаткам БА-6 следует отнести слабое бронирование и отсутствие кормового поста управления.
На базе бронеавтомобиля БА-6 были выпущены следующие модификации БА-6жд. БА-6М и БА-9.

Опытный образец БА-6, способный двигаться по железнодорожной колее, был построен в 1935 году. Для езды по рельсам на колеса бронемашины надевались специальные металлические бандажи с ребордами, однако сначала приходилось демонтировать внешние колеса на задних мостах машины. чтобы добиться попадания в размер рельсовой колеи. При движении по рельсам рулевое управление блокировалось в нейтральном положении. По железной дороге 5,9-тонный БА-6жд развивал скорость 55 км/ч и имел запас хода 110-150 км.

Бронеавтомобиль БА-6

В 1936 г появился модернизированный броневик БА-6М, отличавшийся от базового бронеавтомобиля башней в виде усеченного конуса, увеличенной до 10 мм толщиной брони, наличием радиостанции 71 ТК-1 и 36,8-киловагтным(50 л. с.) двигателем ГАЗ-М1. Вооружение БА-6М осталось прежним: 45-мм пушка 20К образца 1932 года и два 7.62-мм пулемета ДТ, но возимый боекомплект слегка сократился и насчитывал 50 снарядов и 2520 патронов. При боевой массе 4,8 т машина развивала максимальную скорость до 52 км/ч и с полным баком могла пройти 170-287 км. Для улучшения проходимости на задние ведущие колеса надевались специальные вездеходные ленты, которые обычно крепились на задних крыльях.
Одновременно с БА-6М был построен его облегченный вариант БА-9, вооруженный вместо пушки 12,7-мм пулеметом ДК. По указанию наркома обороны К Е Ворошилова в 1937 году Ижорскии завод должен был изготовить 100 бронемашин БА-9 для кавалерийских частей, однако из-за отсутствия нужного количества пулеметов ДК, этого сделать не удалось.
Бронеавтомобили БА-3 и БА-6 поступали на вооружение разведывательных подразделений танковых кавалерийских и стрелковых соединений Красной Армии. В 1937 году в Забайкальском военном округе был сформирован мотоброневой полк, вскоре развернутый в бригаду. В нее входили батальон средних бронеавтомобилей, разведывательный батальон, укомплектованный средними и легкими бронеавтомобилями, и стрелково-пулеметный батальон. Всего в бригаде имелось 80 средних и 30 легких бронеавтомобилей. Три таких бригады — 7-я. 8-я и 9-я принимали участие в боях с японскими войсками у реки Хал-хин-Гол.
Практически одновременно с поступлением новых броневиков на вооружение Красной Армии началась и их поставка за рубеж. По данным, приведенным в ряде зарубежных издании, в 1935-1936 годах 60 средних пушечных бронеавтомобилей БА-6 приобрела Турция.


 
Схема среднего пушечного бронеавтомобиля БА-3
 
 
Средний пушечный бронеавтомобиль БА-6 с башней от легкого танка Т-26
 

С декабря 1936 года и до свертывания советской военной помощи в 1938 году в Испанию были поставлены 7 бронеавтомобилей БА-И и 80 БА-6. Одним из первых соединений республиканской армии, получившим эти боевые машины, стала 1-я бронетанковая бригада под командованием Д. Г. Павлова, которой в январе 1937 года пришлось вести тяжелые бои под Мадридом. В ходе этих сражений пушечным огнем бронемашин БА-6 удалось подбить несколько танков противника. В декабре 1937 года до 30 БА-6 с испанскими экипажами участвовали в наступлении на Тирольской выступ — последней крупной и успешной операции республиканцев. После окончания гражданской войны некоторое количество БА-6 состояло на вооружении испанской армии до начала 50-х годов прошлого века.
БА-6 находились также на вооружении Монгольской народно-революционной армии. Укомплектованные ими бронедивизионы 6-и и 8-й монгольских кавалерийских дивизий весной-летом 1939 года принимали участие в вооруженном конфликте у реки Халхин-Гол.

Всего в период с 1935 по 1939 год было экспортировано свыше 150 бронеавтомобилей БА-И БА-3 и БА-6. Большинство из оставшихся в СССР машин несло службу в частях Красной Армии на Дальнем Востоке. Некоторое количество броневиков БА-3 и БА-6 состояло на вооружении советских частей, участвовавших в польском походе и зимней войне с Финляндией. На фронтах Великой Отечественной войны БА-3 и БА-6 использовались приблизительно до конца 1942 года.
Значительно дольше эксплуатировались эти машины в финской армии, которой они достались в качестве трофеев в 1939 и 1941 годах. На 1 июня 1944 года у финнов имелся один БА-3 (нес службу вплоть до конца 1954 года) и 10 БА-6 (эксплуатировались до конца 1956 года) В настоящее время бронеавтомобиль БА-3 хранится в Музее бронетанковой техники и вооружения в подмосковной Кубинке, а БА-6 можно увидеть на смотровой площадке ЦМВС в Москве.

   
 
Смотрите на нашем сайте:
 
 
 
Copyright © 2009-2019 Большая военная энциклопедия.