Бронеавтомобиль БА-27 1927 г.
СССР 

 
Бронеавтомобиль БА-27
 
 
Тактико-технические характеристики бронеавтомобиля
БА-27/БА-27М
Боевая масса, т: 4,1 /4,5;
Экипаж, чел.: 4;
Габаритные размеры, мм: длина - 4617/4830, ширина - 1710/1930, высота - 2520/2540, дорожный просвет - 250/240;
Бронирование, мм: лоб корпуса - 8, борт и корма - 8, лоб башни - 8, крыша - 5, днище - 3;
Вооружение: 37-мм пушка «Гочкис», 7,62-мм пулемет ДТ;
Боекомплект: 40 выстрелов, 2016 патронов;
Двигатель: АМО, 4 цилиндровый, рядный, карбюраторный, жидкостного охлаждения, мощность 25,7 кВт при 1700 об./мин (БА-27); / «Форд», 4-цилиндровый, рядный, карбюраторный, жидкостного охлаждения, мощность 29,4 кВт;
Удельная мощность, кВт/т: 6,26/6,5;
Максимальная скорость, км/ч: по шоссе - 48;
Запас хода, км: по шоссе - 300-400;
Преодолеваемые препятствия: подъем, град. - 15/20; ров, м - 0,7; брод, м - 0,6/1,0.
 

К середине 20-х годов Красная Армия располагала несколькими сотнями танков и бронеавтомобилей иностранного или русского производства оставшимися в наследство от царской армии. Пройдя гражданскую войну, они исчерпали свои материальные ресурсы и морально устарели, поэтому правительством было принято решение о разработке и постройке новых бронеавтомобилей отечественного производства.

К работе над новой машиной приступили в 1926 году под руководством инженеров Б. Д. Строканова и Е. И. Важинского. За базу быпо принято модернизированное шасси двухосного автомобиля АМО-Ф-15, имевшее высокий дорожный просвет (250 мм) и небольшую массу. Кроме того, в ту пору АМО-Ф-15 являлся наиболее распространенным автомобилем советского производства. Позже для производства новой бронемашины стали использовать слегка переделанное шасси АМО-3 которые выпускал московский завод АМО, впоследствии переименованный в ЗИС.
Летом 1927 года технический проект, первый образец прошедшего испытания шасси и макет бронекорпуса были готовы. Документацию передали на Ижорский завод в Колпино, где бронекорпус был собран и установлен на шасси. В конце 1927 года прототип двухосного заднеприводного (4x2) бронеавтомобиля БА-27 был готов и успешно прошел испытания.
С 1927 г. Ижорский завод начал в небольших количествах выпускать бронеавтомобиль БА-27 на шасси АМО-Ф-15. Когда в Москве на заводе имени КИМ, а затем в Горьком на заводе «Гудок Октября» началась сборка грузовиков «Форд-АА» и «Форд-Тимкен», их шасси также были использованы для производства броневиков: в 1928 г. бронекорпуса БА-27 стали устанавливать на шасси двухосного автомобиля «Форд-АА», а в 1931 г. появилась модель БА-27М — слегка переделанный бронекорпус специалисты рембазы № 2 установили на шасси трехосного грузовика «Форд-Тимкен». Эта бронемашина имела боевую массу около 5 тонн и оснащалась 29,4-киловагтным (40 л. с.) четырехцилиндровым карбюраторным двигателем «Форд». Всего было построено около 300 бронеавтомобилей БА-27 и БА-27М.
В начале 1928 года БА-27 был принят на вооружение Красной Армии и стал первой машиной этого типа, поступившей в войска после окончания гражданской войны.


 
Бронеавтомобиль БА-27 на шасси двухосного автомобиля Форд-АА
 
 
Бронеавтомобиль БА-27 на шасси двухосного автомобиля «Форд-АА».
 

Бронеавтомобили БА-27 первых выпусков оснащались кормовым постом управления, поэтому их экипажи сначала состояли из четырех человек, но вскоре от заднего поста отказались, что упростило конструкцию и уменьшило численность экипажа до трех человек.
В конце 1930-х годов большинство устаревших бронемашин было снято с вооружения частей регулярной Красной Армии и передано подразделениям ОГПУ и «Осоавиахима». Вместо них в конце 1927 года в войска поступили 57 броневиков БА-27, которыми были укомплектованы шесть бронеавтомобильных подразделений. БА-27 отводилась роль средства обеспечения безопасности подразделений, обеспечивавших поддержку пехоты на марше. Согласно советской военной доктрине, он представлял собой «легко бронированную подвижную систему вооружения, предназначенную для сопровождения танков». Предполагалось, что огнем своих 37-мм пушек БА-27 смогут сорвать неожиданное нападение бронетанковых подразделений противника на колонну пехоты.

Машина была выполнена по компоновочной схеме с передним расположением двигателя и задним — боевого отделения. Полностью закрытый корпус склепывался из броневых листов различной толщины и имел довольно простую форму 7-мм бортовые броневые листы устанавливались вертикально, а лобовые и кормовые — с довольно значительными углами наклона, при этом толщина лобовых бронелистов достигала 8 мм Крыша изготавливалась из 5-мм листов, днище — из 3-миллиметровых. Для посадки экипажа в машину и выхода из нее в бортах корпуса имелись прямоугольные двери. Поскольку с бронекорпусом и вооружением боевая масса БА-27 составляла 4,1 т. то у шасси АМО-Ф-15 пришлось усилить раму и рессоры. Реконструкции также подверглись система охлаждения двигателя и механизм сцепления, был установлен дополнительный бензобак.

Бронеавтомобиль БА-27М
Бронеавтомобиль БА-27М на трехосном шасси грузовика «Форд-Тимкен»

В средней части корпуса находилось отделение управления, совмещенное с боевым, в котором слева располагался водитель, справа — командир бронемашины. В связи со значительным наклоном лобового листа корпуса рулевая колонка получила больший наклон, чем в базовой машине. Обзор водителю и командиру обеспечивали небольшие прямоугольные лобовые окна оборудованные бронекрышками со смотровыми щелями. В задней части корпуса находился кормовой пост управления, который использовался для движения задним ходом без предварительного разворота.
На крыше боевого отделения была установлена шестигранная башня кругового вращения от легкого танка МС-1, вооруженная 37-мм пушкой «Гочкис» и 7,62-мм пулеметом ДТ. В центре башни на подвесном сиденье располагался стрелок. Вращение башни осуществлялось вручную с помощью механического привода. Танковая пушка с плечевым упором была установлена в левом лобовом листе башни, пулемет — в правом. Возимый боекомплект состоял из 40 выстрелов и 2016 патронов. В качестве приборов наблюдения в боевой обстановке использовались смотровые щели в наблюдательной башенке, расположенной на крыше башни.

В передней части корпуса располагалось удлиненное моторное отделение, в котором был установлен четырехцилиндровый рядный карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения АМО, развивавший мощность 25,7 кВт (35 л. с.). Этот откровенно слабый мотор позволял 4,1-тонной бронемашине двигаться по дорогам с твердой поверхностью, с максимальной скоростью 48 км/ч. При полной заправке топливом БА-27 мог пройти до 400 км.
Доступ к двигателю с цепью ремонта и текущего обслуживания обеспечивали съемные панели крыши бронекапота, а также эксплуатационные люки в боковых стенках моторного отсека. В скошенном лобовом листе последнего имелись четыре отверстия, прикрытые нависающими стальными пластинами, через которые охлаждающий воздух поступал к радиатору двигателя.


 
Чертеж бронеавтомобиля БА-27
 
 
Чертеж БА-27
1 — фара; 2 — дверца доступа к двигателю; 3 — пушка Гочкиса; 4 — задний люк башни; 5 — смотровые щели; 6 — броневая дверь; 7 — запасное колесо; 8 — ручка пускового механизма; 9 — пулемет ДТ; 10 — крышка башенного люка; 11 — смотровой лючок водителя; 12 — смотровой лючок командира; 13 — смотровой лючок заднего поста управления.
 

В заднеприводной (4x2) ходовой части с подвеской на полуэллиптических листовых рессорах использовались колеса, оборудованные сначала пулестойкими шинами из литой резины, а позже — пневматиками. На передней оси применялись односкатные колеса, на задней ведущей — двухскатные. Над колесами на кронштейнах крепились полукруглые крылья
Бронемашина была оборудована электрическим стартером, освещением, дополнительным топливным баком и улучшенной системой охлаждения двигателя.
БА-27 не имел средств связи, исключение составляли лишь машины управления которые вместе с радиостанцией оборудовались и рамочной антенной, крепившейся вокруг башни. Помимо этого был еще один очень существенный недостаток бензобак, расположенный на корме, не позволял вести огонь из пушки в этом направлении. Если не принимать во внимание этот момент, то БА-27 был вполне совершенной для своего времени машиной и. что немаловажно, простой и дешевой в производстве.

Бронеавтомобили БА-27 успешно использовались частями. Особой Дальневосточной армии во время вооруженного конфликта на КВЖД. Их применяли также подразделения ОГПУ при подавлении крестьянских волнений, вызванных жесткой политикой коллективизации сельского хозяйства, проводимой в те годы советским правительством.
Впоследствии на смену бронемашинам БА-27 пришла целая гамма легких и средних бронеавтомобилей на двухосном шасси, среди которых особое место занимали броневик БА-20 и машины, построенные на его базе.

   
 
Смотрите на нашем сайте:
 
 
 
Copyright © 2009-2019 Большая военная энциклопедия.