Тяжелый бронеавтомобиль ADGZ 1931 г. |
Австрия
|
|
|
|
|
|
Тактико-технические характеристики бронеавтомобиля ADGZ
|
Экипаж, чел.: 4-5;
Габаритные размеры, мм: колесная база - 2275+1050, колея - 1964, дорожный просвет - 300;
Бронирование, мм: 5-11;
Вооружение: два 7,92-мм пулемета «Шварцлозе»;
Боекомплект: 5000 патронов;
Двигатель: «Аустро-Даймлер» М612, 6-цилиндровый, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения, рабочий объем 11964 см3, мощность 110,4 кВт при 1800 об./мин.;
Максимальная скорость, км/ч: по шоссе - 75;
Запас хода по шоссе, км: 350-400;
Преодолеваемые препятствия: подъем, град. 30-35. |
|
|
|
|
|
|
В 30-е годы многие индустриально развитые страны Европы начали обзаводиться бронетанковой техникой собственного производства. Одной из таких стран была Австрия, имевшая отлично развитую автомобильную промышленность и богатый опыт по моторизации австрийской армии. Ведущая роль в деятельности, направленной на создание новых образцов военной техники, по праву принадлежала фирме «Аустро-Даймлер», с 1934 года входившей в концерн «Штайр-Даймлер-Пух». В 1937 году ее специалисты разработали проект трехосного (6x6) бронеавтомобиля ADKZ, который имел башню кругового вращения, вооруженную двумя 7,92-мм пулеметами «Шварцлозе», а также изготовили прототип двухосного полноприводного бронеавтомобиля ADSK. В следующем году «Аустро Даймлер» изготовила пять броневиков ADSK с двигателями воздушного охлаждения. Эти машины имели безбашенные корпуса из неброневой стали при полном отсутствии вооружения. После проведенных испытаний и ADKZ и ADSK были отвергнуты военными, и единственным серийным бронеавтомобилем австрийской армии остался тяжелый бронеавтомобиль ADGZ.
Эта машина, спроектированная еще в 1931 году, производилась с перерывами в 1935-1937 годах и являлась первым в мире четырехосным полноприводным (8x8) броневиком. ADGZ был построен на базе специального шасси по компоновочной схеме с задним расположением двигателя и двумя постами управления для движения в обоих направлениях без разворота.
Довольно оригинальное решение применили конструкторы при проектировании бронекорпуса машины его сделали практически симметричным и установили на раме шасси, выполненной в форме параллелограмма. что облегчало работу передних и задних управляемых колес. Определить, где у машины перед, а где корма, можно было только по характерному «горбу» бронекапота двигателя, который был установлен в моторном отделении в задней части корпуса, и глушителю, находившемуся слева от бронекапота.
Полностью закрытый корпус сваривался из листов броневой стали толщиной 6-14,5 мм, верхние и нижние части бортов устанавливались под углами 5° к вертикали, лобовой и кормовой листы — под углами 75°. Для посадки и высадки экипажа из семи человек (командир машины, заряжающий пушки, наводчик, два водителя, два пулеметчика; кроме того, в машине имелось достаточно места для перевозки двенадцати человек) спереди и сзади в наклонных бортах машины имелись четыре двери каждая из которых состояла из двух одинаковых створок, имевших форму прямоугольной трапеции, причем нижние были перевернуты вертикально и горизонтально по отношению к верхним. Створки открывались независимо друг от друга, верхние — к центру корпуса, нижние — в сторону носа и кормы бронемашины. В передней части бронеавтомобиля находился радиатор водяного охлаждения, закрытый прямоугольным броневым жалюзи расположенным в верхнем лобовом листе корпуса. Положение пластин жалюзи регулировалось с места водителя, что позволяло увеличивать или уменьшать приток охлаждающего воздуха к радиатору в зависимости от конкретных условий. В боевой обстановке поступление воздуха к радиатору осуществлялось через специальный карман в днище машины.
Для езды в темное время суток бронемашина оборудовалась четырьмя фарами, по две спереди и сзади, каждая из которых была заключена в круглый защитный бугель с решеткой.
Среднюю часть корпуса машины занимало боевое отделение, в передней и задней частях которого у правого борта располагались посты рулевого управления. Обзор водителям обеспечивали окна в лобовом и кормовом листах обитаемого отсека, закрывавшиеся бронекрышками с большими по высоте смотровыми щелями, оборудованными пуленепробиваемыми стеклами. Вне поля боя верхние створки дверей обычно были открыты. Кроме того, для наблюдения за местностью в верхней части бортов боевого отделения были предусмотрены по три амбразуры с бронекрышками. Две круглые находились у верхних внутренних углов верхних створок дверей, третья — посередине между ними и чуть ниже. На крыше боевого отделения с небольшим смещением вперед располагалась трехместная цилиндрическая башня кругового вращения с плоским вертикальным лобовым листом. Крыша башни была двухскатной, причем задний скат представлял собой крышку люка, состоящую из двух частей, соединенных шарнирными петлями. Крышка люка складывалась и откидывалась вперед и через нее можно было вести наблюдение за местностью, а также войти в машину или покинуть ее.
В качестве основного вооружения в башенном лобовом листе в шаровых масках были установлены справа — 20-мм пушка «Солотурн» и слева — 7,92-мм пулемет «Шварцлозе». Еще два таких же пулемета были расположены с левой стороны в переднем и заднем листах боевого отделения. В состав боекомплекта входили 250 снарядов к пушке и 5000 патронов к пулеметам. В кормовой части бронеавтомобиля располагался шестицилиндровый карбюраторный двигатель «Аустро-Даимлер» М612 с рабочим объемом 11900 см который развивал мощность 110,3 кВт (150 л с ) при 1800 об/мин. Там же находилась бесступенчатая гидравлическая трансмиссия, состоявшая из гидравлической турбиннои коробки передач «Аустро-Фойт» JDL, которая обеспечивала броневику движение вперед и назад с одинаковой скоростью, гидравлической муфты сцепления «Вандлер» и демультипликатора. Трансмиссия давала неограниченное количество скоростей, причем в каждый данный момент могла иметь место та передача, которая в наибольшей степени соответствовала дан ному сопротивлению движения. Такая система увеличивала экономичность работы двигателя, который постоянно работал в наиболее оптимальном режиме, и существенно облегчала работу водителя по управлению машиной. Благодаря своей силовой установке 11,92-тонный ADGZ развивал на дорогах с твердым покрытием неплохую скорость — 70 км/ч в обоих направлениях и имел запас хода 450 км.
Вращательный момент передавался от двигателя через карданные валы на все четыре оси. На второй и третьей осях монтировались двухскатные колеса, на первой и четвертой — односкатные управляемые. Все восемь колес бронеавтомобиля имели независимую подвеску на полу и четвертьэллиптических листовых рессорах, которая обеспечивала постоянное сцепление колес с грунтом. На колесах, оборудованных гидравлическими тормоза ми, использовались пневматические шины большого сечения размером 8,24-20.
В целом ADGZ был достаточно удачной машиной, обладавшей за счет двух управляемых осей и двух постов управления хорошей маневренностью и поворотливостью. Привод на все оси обеспечивал машине настолько высокую проходимость, что она в этом отношении могла конкурировать даже с некоторыми типами танков. В зависимости от грунта крутизна преодолеваемого подъема могла доходить до 25-30 гр.
К 1938 году, когда Австрия была насильственно присоединена к Германии, на вооружении австрийских вооруженных сил имелось двенадцать броневиков ADGZ. еще четырнадцатью машинами этого типа располагали полиция и жандармерия.
В германском вермахте эта машина получила обозначение «М35 mittlerer Panzerwagen». Первоначально планировалось продать их Румынии или Болгарии, но из-за малого количества и неукомплектованности броневиков оборудованием от этой идеи немцы отказались. После доработки, которая свелась в основном к замене австрийских пулеметов немецкими MG 34 и сокращению экипажа до шести человек. ADGZ поступили на вооружение полицейских подразделений и формирований СС (в частности SS Danziger Heimwehr) и в их составе в сентябре 1939 года приняли участие в боях в Данциге (Гданьск).
В 1911 году концерн «Штайр» получил заказ от рейхсфюрера СС Гиммлера на изготовление 25 машин ADGZ для войск СС и уже в начале 1942 года бронемашины поступили в части СС. В отличие от броневиков первой серии новые машины были оснащены вооружением германского производства — 20-мм пушкой KwK 35 L/45 и пулеметами MG 34. Некоторые броневики оборудовались дополнительными средствами связи и большими рамочными или штыревыми антеннами.
7-я добровольческая горнопехотная дивизия СС «Принц Ойген» использовала бронемашины ADGZ в боях с партизанами Ти-то в Югославии, а дивизия СС «Викинг» — для охраны тыловых коммуникаций и борьбы с партизанами в 1944 году на Восточном фронте.
Один такой броневик был захвачен 16 января 1943 года войсками 3-й танковой армии при освобождении города Россошь Воронежской области, а другой был подбит бойцами 1-й Украинской партизанской бригады С. А. Ковпака во время боя с частями дивизии СС «Викинг» под Седлице (Польша) в феврале 1944 года.