150-мм самоходный реактивный миномет Sd.Kfz. 4/1
Германия 

  150-мм самоходный реактивный миномет Sd.Kfz. 4/1  
 
Тактико-технические характеристики 150-мм самоходного 10-ствольного реактивного миномета Sd. Kfz. 4/1
Боевая масса, т: 7,1;
Экипаж, чел: 4;
Габаритные размеры, мм: длина – 6000, ширина – 2200, высота – 2500;
Бронирование, мм: лоб, борта и корма – 8; крыша, днище – 6; башенка ПУ - 10;
Вооружение: 150-мм 10-ствольная ПУ «Небельверфер 41»; 7,92-мм пулемет MG 34 или MG 42;
Боекомплект: 20 выстрелов, 2000 патронов;
Двигатель: «Опель», 6-цилиндровый, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения, рабочий объем 3626 см3, мощность 55,2 кВт при 3000 об/мин;
Удельная мощность, кВт/т: 7,77;
Максимальная скорость, км/ч: по шоссе – 40;
Запас хода, км: по шоссе – 130
 

К работам по созданию системы залпового огня в Германии приступили еще до начала второй мировой войны. Один из опытных образцов — под названием Do-Gerat 38 — разрабатывала группа специалистов под руководством генерала Дорнбергера (отсюда и «Do» в названии системы). Его 150-мм реактивный снаряд массой 40 кг запускавшийся со станка решетчатой фор мы оказался неудачным черный порох использовавшийся в качестве метательного заряда, имел склонность к детонации, что приводило к частым взрывам на стартовой позиции.

Массовое производство снарядов и станков так и не было развернуто. Второй образец под названием 15 cm Nebelwerfer 41 выпускался с марта 1940 года вплоть до конца войны (изготовлено 5769 шт.) и стал наиболее массовым и популярным реактивным минометом вермахта. Шесть гладких стволов калибра 158,5 мм — не единственный случаи у немцев когда истинный калибр артсистемы существенно не совпадал с заявленным, — были смонтированы на усиленном лафете 37-мм противотанковой пушки Рак 35/36 с увеличенной колеей колесного хода. Вслед за этой моделью последовали и другие конструкции минометов и реактивных снарядов различных калибров вплоть до 320 мм. Одни из них запускалась со стационарных пусковых рам, другие, например. 30 cm Nb W 42, из специальных пусковых контейнеров, размещенных по бортам полугусеничного бронетранспортера Sd.Kfz.251/1. У 1487 пятиствольных минометов 21 cm Nb W 42 в качестве станка также использовался лафет 37-мм орудия.
Все модификации пусковых установок выпускались, как правило, в буксируемом или стационарном варианте. Стремясь повысить мобильность реактивных минометов, немцы в 1942 году приняли решение установить пусковые установки на поворотном станке в кузове грузовика.
В качестве базовой машины был использован 2-тонный полугусеничный грузовик «Опель» 3,6-36S/SSM типа «Maultier», на шасси которого был установлен полностью закрытый бронекорпус, изготавливавшийся методом сварки из листов катаной стали различной толщины. Лоб борта и корма корпуса бронировались 8-мм бронелистами крыша и днище — 6-миллиметровыми башенка пусковой установки — 10-миллиметровыми. Десятиствольная реактивная пусковая установка Nebelwerfer 41 была смонтирована в задней части машины на конической низкопрофильной башенке кругового вращения.


  150-мм самоходный реактивный миномет Sd.Kfz. 4/1  

Прототип был изготовлен в начале 1943 года. В серийное производство пошли сразу два варианта боевая машина Sd. Ktz. 4/1 и транспортер боеприпасов Sd. Kf. 4 в котором размещалось от 20 до 30 реактивных мин. До конца 1943 года заводские цеха покинуло 248 (по другим данным — 188) самоходных реактивных минометов и 232 транспортера, а в 1944-м — еще 52 самоходные установки и 57 транспортеров.
Командир машины, выполнявший обязанности радиста и водитель размещались в закрытой со всех сторон кабине и могли наблюдать за окружающей местностью через два лобовых и два боковых окна закрывавшихся в боевой обстановке бронекрышками со смотровыми щелями. Для самообороны и стрельбы по зенитным целям над кабиной водителя был смонтирован кронштейн для установки 7,92 мм пулемета MG 34 Радиосвязь поддерживалась при помощи радиостанции радиостанция Fu Spr G «f».
В крыше передней части боевого отделения расположенного позади кабины водителя имелся прямоугольный двустворчатый люк, створки которого откидывались в стороны бортов корпуса. За люком была установлена вращающаяся башенка с приваренным к ней вертлюгом, в цапфенных гнездах которого была подвешена капающаяся часть миномета. Она состояла из десяти стволов, расположенных в два ряда, и соединенных в один блок двумя обоймами и кожухом.

Заряжающий находился в передней части боевого отделения под люком, который при стрельбе из миномета был закрыт. В сильно скошенной задней стенке боевого отделения имелся двустворчатый люк для входа и выхода экипажа из машины. Наводчик располагайся на сиденье прикрепленном к вращающейся башенке и выполняя горизонтальное наведение, вращался вместе с ней и минометом. Вертикальное наведение осуществлялось с помощью механизма винтового типа при этом углы наведения пакета стволов миномета колебались в пределах от - 12° до +80°. Горизонтальный угол наведения составлял 270°. В принципе, башенка могла поворачиваться на 360°, но ведение прицельной стрельбы с помощью прицела-дальномера RA-35 ограничивала кабина водителя.


  150-мм самоходный реактивный миномет Sd.Kfz. 4/1  

Боекомплект реактивной пусковой установки состоял из 20 мин, половина из которых находилась в трубах миномета, а остальные десять располагались в гнездовой боеукладке в боевом отделении. Заряжание миномета осуществлялось с казенной части вручную через люк в крыше. В задней части ствола имелся пружинный захват, который удерживал мину на месте и не давал ей выпасть. Выстрел производится с помощью электроспуска, находившегося под рукой у наводчика.
Для стрельбы из миномета применялись боеприпасы обычного 158-мм шестиствольного миномета образца 1941 г. В боекомплекте имелись мины осколочного и фугасного действия, а также с химическим и дымовым зарядом. Полет мины и ее вращение обеспечивал реактивный пороховой заряд. Пороховые газы вырывались через 26 сопел и сообщали снаряду поступательное движение. Но так как сопла располагались под некоторым углом к оси мины, то она вращалась вокруг собственной оси, что обеспечивало ее устойчивость в полете. Вес мины составлял 34-37 кг. дальность стрельбы 6100-6900 м.
Подвижность бронированной машине с боевой массой 7,1 т обеспечивал шестицилиндровый, карбюраторный, рядный двигатель жидкостного охлаждения «Опель» с рабочим объемом 3626 см3 развивавший мощность 55.2 кВт (75 л. с. ) при 3000 об/мин. С двигателем взаимодействовала трансмиссия, в состав которой входили пятискоростная коробка передач, гидравлические и механические тормоза. Силовая установка позволяла машине двигаться по дорогам с твердым покрытием с максимальной скоростью 40 км/ч. С полным баком она могла пройти до 130 км.
В состав полугусеничной ходовой части боевой машины Sd. Kfz. 4/1 входили управляемый передний мост, с продольными полуэллиптическими листовыми рессорами оборудованный колесами с пневматическими низкопрофильными шинами размером 19,0-20 и гусеничный движитель, который, применительно к одному борту, состоял из ведущего колеса переднего расположения, направляющего колеса с винтовым натяжным механизмом, четырех обрезиненных опорных катков, сблокированных попарно в две балансирные тележки, подвешенные на спиральных пружинах и двух поддерживающих роликов.


  150-мм самоходный реактивный миномет Sd.Kfz. 4/1  

Следует отметить, что Sd. Kfz. 4/1 с 10-ствольной пусковой установкой представлял собой достаточно удачную боевую машину. Ее проходимость и защищенность были лучше, чем у советских установок БМ-8. Меньшее количество мин в залпе компенсировалось большей точностью за счет использования турбореактивного эффекта. К числу достоинств можно отнести и второй боекомплект, возимый непосредственно на боевой машине, и наличие бронированного транспортера боеприпасов. Однако никакого заметного влияния на ход боевых действий самоходные минометы Sd. Kfz. 4/1 не оказали — их было слишком мало.

Существовал еще один вариант самоходной реактивной пусковой установки, разработанный в академии войск СС в Брюнне. На его конструкцию сильное влияние оказала советская установка БМ-8. Пакет направляющих рельсового типа для запуска 24 реактивных 80-мм снарядов был смонтирован на бронированном шасси трофейного французского полугусеничного тягача «Somua» S303(f). Всего было построено 13 машин этого типа, причем как минимум одна — на базе полугусеничного грузовика «Опель» 3,6-36S/SSM «Maultier». Однако их боевое применение было менее удачным, чем десятиствольных «Панцерверфер 42», как по причине маленького калибра, так и из-за большого рассеивания снарядов. Немецкие солдаты прозвали эсэсовские установки «Himmler-Orgel» — «Орган Гиммлера», вероятно по аналоги с советскими «катюшами», которые, в свою очередь, они называли «Stalin-Orgel».

   
 
Смотрите на нашем сайте:
 
 
 
Copyright © 2009-2019 Большая военная энциклопедия.