Основные модификации бронетранспортера Sd.Kfz.251
Германия 

  Бронетранспортер Sd.Kfz.251 Ausf. А  
 
Бронетранспортер Sd.Kfz.251 Ausf. А
 

Бронетранспортеры Sd.Kfz.251 производились в четырех основных модификациях — Ausf А, В, С и D, а также в 23 специализированных вариантах, отличавшихся вооружением и оборудованием.

  Бронетранспортер Sd.Kfz.251 Ausf. А  
— Бронетранспортер Sd.Kfz.251 Ausf. А — первая серийная модификация. Машины этой модели производились в основном только до середины 1939 года.
Бронетранспортер массой 7810 кг состоял из двух отделений: моторного (в передней части корпуса) и боевого (в кормовой части корпуса), соединенных между собой на уровне сиденья механика-водителя Бронирование машины было дифференцированным и достигало толщины 8-14,5 мм. Броневые листы из гетерогенной стали соединялись с помощью заклепок. Доступ к двигателю обеспечивал двойной люк. расположенный на верху бронированного капота моторного отделения. Основной воздухозаборник находился на верху двигателя, два дополнительных воздухозаборника располагались по бокам. Левый воздухозаборник мог открывать механик-водитель с помощью рычага, располагавшегося слева от его сиденья.
Боевое отделение не имело крыши и было открытым. Вход в него осуществлялся через двойную дверь в корме машины. Створки двери открывались в стороны.
В распоряжении механика-водителя и командира бронетранспортера, располагавшихся у правого борта машины, имелись две наблюдательные щели в лобовом листе корпуса и по бортам, закрытые пуленепробиваемым стеклом. Солдаты, перевозимые в боевом отделении, могли вести наблюдение за обстановкой через две пары смотровых щелей в обоих бортах корпуса.
Сиденья десантников располагались вдоль бортов боевого отделения, оборудованных держателями для крепления личного оружия или элементов боевого снаряжения членов экипажа бронетранспортера. При необходимости, над боевым отделением можно было разворачивать брезентовый тент.


  Схема бронетранспортера Sd.Kfz.251 Ausf. A  
 
Схема бронетранспортера Sd.Kfz.251 Ausf. A
 

В качестве силовой установки использовался шестицилиндровый бензиновый двигатель жидкостного охлаждения с верхним расположением клапанов «Майбах» HL 62Р, имевший рабочий объем 4171 см3 и развивавший мощность 73,6 кВт (100 л с ) при 2800 об/мин. Двигатель позволял бронетранспортеру развивать максимальную скорость 50 км/ч. запас хода достигал 300 км.

Крутящий момент передавался от двигателя на ведущие колеса гусеничного движителя, передние колеса выполняли функцию направляющих, а в модификации Ausf. А они даже не имели тормозов. В состав гусеничного движителя входили, применительно к одному борту, шесть опорных катков большого диаметра, расположенных в шахматном порядке, направляющего колеса и ведущего колеса переднего расположения. Подвеска торсионная.
Вооружение машины состояло из двух 7,92-мм пулеметов «Рейнметалл-Борзиг» MG 34, которые монтировались в передней и задней части открытого боевого отделения.
Чаще всего полугусеничный бронетранспортер Sd.Kfz.251 Ausf. А выпускался в версиях Sd.Kfz .251/1 — транспортер пехоты, Sd.Kfz.251/4 — артиллерийский тягач и Sd.Kfz.251/6 — штабная машина управления. В меньших количествах выпускались модификации Sd.Kfz.251/3 — машины связи и Sd.Kfz.251/10 — бронетранспортеры, вооруженные 37-мм пушкой.
Серийное производство транспортеров Sd.Kfz.251 Ausf А осуществлялось на заводах фирм «Боргвард» (Берлин-Бор-зигвальде. номера шасси от 320831 до 322039), «Ганомаг» (796001-796030) и «Ганза-Ллойд-Голиаф» (до 320285).


  Схема бронетранспортера Sd.Kfz.251 Ausf. B  
 
Схема бронетранспортера Sd.Kfz.251 Ausf. B
 

  Бронетранспортер Sd.Kfz.251 Ausf. B  
— Бронетранспортер Sd.Kfz. 251 Ausf. В — эта модификация пошла в серийное производство в середине 1939 года. Транспортеры, обозначавшиеся Sd.Kfz.251 Ausf. В, выпускались в нескольких вариантах. Их основными отличиями от предыдущей модификации были отсутствие бортовых смотровых щелей для пехотинцев-десантников, изменение расположения антенны радиостанции — с переднего крыла машины она переместилась на борт боевого отделения. Бронетранспортеры более поздних производственных серий получили броневой щиток на пулемет MG 34. В процессе серийного производства стали бронироваться крышки воздухозаборников двигателя. Производство машин модификации Ausf. В завершилось в конце 1940 года.


  Бронетранспортер Sd.Kfz.251 Ausf. C  
 
Бронетранспортер Sd.Kfz.251 Ausf. C
 

  Бронетранспортер Sd.Kfz.251 Ausf. C  
— Бронетранспортер Sd.Kfz. 251 Ausf. С — по сравнению модификациями Sd.Kfz.251 Ausf А и Sd.Kfz.251 Ausf В машины модели Ausf С имели много отличий, большинство из которых было связано со стремлением конструкторов упростить технологию производства машины. Ряд изменений вносился в конструкцию на основании приобретенного боевого опыта.
Запущенный в серийное производство бронетранспортер Sd.Kfz.251 Ausf С отличался измененной конструкцией передней части корпуса (моторного отделения). Цельная лобовая броневая плита обеспечивала более надежную защиту двигателя. Вентиляционные отверстия были перенесены на борта моторного отделения и закрыты броневыми крышками. На надгусеничных полках появились запирающиеся металлические ящики с запасными частями, инструментами и т. д. Ящики были сдвинуты к корме и доходили почти до конца надгусеничных полок. Пулемет MG 34, размещенный в передней части открытого боевого отделения, имел броневой щиток, обеспечивавший защиту стрелку Бронетранспортеры этой модификации выпускались с начала 1940 года.


  Схема бронетранспортера Sd.Kfz.251 Ausf. C  
 
Схема бронетранспортера Sd.Kfz.251 Ausf. C
 

Машины, вышедшие из стен сборочных цехов в 1941 году, имели номера шасси от 322040 до 322450, а в 1942 году — от 322451 до 323081. Кроме фирм «Ганомаг», «Ганза-Ллойд-Голиаф» и «Богвард» сборку бронетранспортеров осуществляли фирмы «Везерхютте» в Бад-Ойерхаузене, «Бумаг» в Герлице, «Ф Шихау» в Эблинге. Шасси производили фирмы «Адлер» во Франкфурте. «Ауто-Юнион» в Хемнице, «Ганомаг» в Ганновере и «Шкода» в Пльзени. С 1942 года к производству бронетранспортеров подключились фирмы «Стовер» в Штеттине и MNH в Ганновере Бронирование выполнялось на предприятиях фирм HFK в Катовицах «Лаурахютте», «Шеллер унд Блекманн» в Гинденбурге (Забже), «Мюрц-цушлаг-Богемия» в Чешской Липе и «Стайнмюллер» в Гуммерсбахе. На производство одной машины уходило 6076 кг стали. Стоимость Sd.Kfz.251/1 Ausf С составляла 22560 рейхсмарок (для примера: стоимость танка колебалась в пределах от 80000 до 300000 рейхсмарок).


  Схема бронетранспортера Sd.Kfz.251 Ausf. D  
 
Схема бронетранспортера Sd.Kfz.251 Ausf. D
 

  Бронетранспортер Sd.Kfz.251 Ausf. D  
— Бронетранспортер Sd.Kfz.251 Ausf. D — последняя модификация, внешне отличавшаяся от предыдущих измененной конструкцией кормовой части машины, а также ящиками ЗИП, которые полностью вписались в броневой корпус. С каждой стороны корпуса броне транспортера имелось по три таких ящика.
Другими конструктивными изменениями стали замена блоков наблюдения смотровыми щелями и изменение формы выхлопных труб. Главное изменение технологического характера заключалось в том, что корпус бронетранспортера стал выполняться методом сварки. Помимо того, множество технологических упрощений позволяли значительно ускорить процесс серийного производства машин. Начиная с 1943 года, было выпущено 10602 бронетранспортера Sd.Kfz.251 Ausf D в различных вариантах от Sd.Kfz.251/1 до Sd.Kfz.251/23.

   
 
Смотрите на нашем сайте:
 
 
 
Copyright © 2009-2019 Большая военная энциклопедия.