5 августа 1940 года начальник управления вооружения сухопутных войск подписал приказ о создании бронированной разведывательной машины, пригодной для использования в условиях африканской пустыни. В прилагавшихся технических условиях было указано, что в конструкции нового бронеавтомобиля следует использовать автомобильные компоненты четырехосной бронемашины Sd. Kfz. 231, а в качестве силовой установки — дизельный двигатель воздушного охлаждения, корпус должен быть несущим и хорошо бронированным при боевой массе машины не свыше 20 тонн лобовая броня должна иметь толщину 30 мм, а бортовая выдерживать обстрел 7,92-мм бронебойными пулями. Бронемашину с экипажем в составе четырех человек предполагалось вооружить 20-мм автоматической пушкой, способной вести огонь по воздушным целям и 7,92-мм пулеметом. В качестве непременного условия отмечалась способность преодолевать броды глубиной до 1,2 м. И наконец, самое важное — сроки. Прототип должен был быть готов к декабрю 1941 года.
Производство шасси было поручено фирме «Бюссинг-НАГ» в Лейпциге, разработавшей ранее четырехосное полноприводное (8x8) шасси GS, которое легло в основу тяжелых восьмиколесных бронеавтомобилей Sd. Kfz. 231/232/233 и 263. При создании машин 234 серии (получивших на фирме-производителе код ARK) именно у него, согласно техническому условию, инженеры-проектировщики позаимствовали общие конструктивные принципы и ряд механических компонентов. За выпуск бронекорпусов отвечала фирма «Дойче эдель-штальверке» в Крефельде башен — фирма «Ф. Шихау» в Эльбинге (под 20-мм пушку KwK38) и «Даймлер-Бенц» (под 50-мм орудие KwK39/1). Тяжелый бронеавтомобиль Sd. Kfz. 234/1 был построен по компоновочной схеме с задним расположением двигателя, четырьмя ведущими осями всеми управляемыми колесами и двумя постами управления. Несущий корпус сваривался из листов катаной стали, толщина которых в лобовой проекции составляла 30 мм, по бортам 8 мм и на корме 10 мм. Бронелисты повсюду устанавливались с рациональными углами наклона, особенно акцентированными в передней части корпуса, что существенно повышало защищенность бронемашины. Бронирование было противопульным и обеспечивало экипажу из четырех человек надежную защиту от пуль стрелкового оружия, а также осколков снарядов и мин небольшого калибра. В передней части корпуса машины находилось отделение управления, в котором по центру располагалось рабочее место водителя. Справа от его сиденья в металлическом шкафу находились аккумуляторные батареи, слева — большой закрывающийся ящик для инструментов и запчастей. Между шкафом для аккумуляторных батарей и сиденьем водителя располагались рычаг переключения передач и рычаг демультипликатора. Приборная доска с основными приборами управления и датчиками располагалась слева от руля, справа от него — аварийный люк в верхнем лобовом бронелисте корпуса. Обзор водителю обеспечивали три оптических блока, которые в боевом положении закрывались бронекрышками. Один такой блок находился прямо перед водителем, два других — по бортам справа и слева. Как правило, немецкие оптические блоки изготавливались из 7-9 слоев стекла, между которыми не было пустоты. Стеклопакет заключался в бакелитовую обойму, и его можно было легко заменить в случае повреждения или просачивания воды между слоями стекла.
Для защиты от гранат сверху башню прикрывали две легкие откидные рамные конструкции трапециевидной формы, затянутые металлической сеткой. Каждая створка крепилась к верхней кромке борта башни на шарнирных петлях и вне поля боя откидывалась в сторону. Сзади на стенках башни были закреплены два ящика для хранения штатного снаряжения. В качестве средства связи бронеавтомобиль Sd. Kfz. 234/1 был оснащен радиостанцией Fu Spr Ger «f». Дальность связи на ходу составляла 1 км. на стоянке — 3 км. Надежную работу радиостанции обеспечивала штыревая антенна длиной от 1,4 до 2 м, установленная в задней части башни. В обширном моторном отсеке, расположенном в задней части корпуса, был установлен большой двенадцатицилиндровый V-образный (угол развала цилиндров 75°) дизельный двигатель воздушного охлаждения «Татра 103» с рабочим объемом 14825 см3, который развивал мощность 154,5 кВт (210 л. с.) при 2200 об/мин и обеспечивал высокую удельную мощность при полной боевой нагрузке бронемашины. Дополнительное место требовалось для двух вентиляторов воздушной системы охлаждения. Использование последней позволило избавиться от радиаторов охлаждения, в чем заключалось основное отличие дизеля «Татра 103» от прежней модели двигателя, который устанавливался на восьмиколесные бронемашины предыдущей серии, и существенно улучшило работу двигателя, как в условиях пустыни, так и холодных зим на Восточном фронте. На крыше моторного отсека находились вентиляционные жалюзи, которые открывались с места водителя, причем количество открывавшихся секций зависело от конкретных погодных условий. По обе стороны большой секции жалюзи имелись два длинных люка, которые обеспечивали доступ к головкам блоков с каждой стороны двигателя. При необходимости могла быть снята вся верхняя бронеплита моторного отделения, которая крепилась к корпусу болтами. Дополнительный люк в корме машины позволял обслуживать вентиляторы и другое оборудование моторного отсека Глушители были выведены наружу и располагались по бокам корпуса позади крыльев.
Вращающий момент передавался от двигателя на колеса машины через трехскоростную коробку передач преселекторного типа с двухдисковым сухим сцеплением. Коробка передач обеспечивала движение вперед и назад на шести скоростях, при этом демультипликатор увеличивал количество возможных комбинаций коробки передач до 24. В четырехосной полноприводной (8x8) ходовой части с независимой подвеской на полуэллиптических листовых рессорах применялись односкатные колеса с пневматическими шинами, имевшими размер 270-20. Все колеса были управляемые. При повороте машины поворачивались все восемь колес четыре передних — в сторону поворота, четыре задних — в противоположную сторону. Передняя и задняя пары колес поворачивались на больший угол, чем средние. Торможение осуществлялось с помощью пневматических тормозов.
|