Разведывательные бронеавтомобили Mk IV и Mk IVF |
ЮАР
|
|
|
|
|
|
Тактико-технические характеристики
разведывательного бронеавтомобиля Mk IV
|
Боевая масса, т: 6,4;
Экипаж, чел.: 3;
Габаритные размеры, мм: длина – 5435, ширина – 2134, высота – 2286, колесная база – 2997, колея - 1499 (передние колеса), 1524 (задние колеса), дорожный просвет - 285;
Бронирование, мм: 6-12;
Вооружение: 2-фунтовая (40-мм) пушка OQF Mk IX, два 7,62-мм пулемета «Браунинг» М1919А1 (или один 7,62-мм «Браунинг» и один 12,7-мм «Браунинг»);
Боекомплект: 37 выстрелов, 1750 патронов;
Двигатель: «Форд» V-8, 8-цилиндровый, V-образный, карбюраторный, жидкостного охлаждения, мощность 69,8 кВт при 3000 об/мин;
Удельная мощность, кВт/т: 10,9;
Максимальная скорость, км/ч: по шоссе - 80,4;
Запас хода, км: 320 |
|
|
|
|
|
|
Южноафриканский разведывательный бронеавтомобиль Mk IV представляла собой уникальную по конструкции машину с задним расположением двигателя. Шасси, как таковое, в ней отсутствовало: автомобильные узлы и агрегаты фирмы «Мармон-Херрингтон» монтировались непосредственно на несущий цельносварной броне-корпус.
Цельносварные корпус и башня изготавливались из 12-мм стальных броневых листов установленных с рациональными углами наклона. Для входа в машину и выхода из нее в обоих бортах передней части корпуса имелись трапециевидные двери, которые откидывались вниз на шарнирных петлях. Запасное колесо крепилось к задней стенке моторного отделения. Передние крылья машины составляли единое целое с носовой частью корпуса и имели круглые отверстия, в которых монтировались фары.
Посередине передней части корпуса располагался водитель бронемашины. Обзор ему обеспечивало лобовое окно, закрывавшееся бронекрышкой со смотровой щелью, оборудованной триплексом. За отделением управления находилось боевое отделение с большой восьмигранной башней кругового вращения, в крыше которой имелся широкий двухстворчатый люк. На кормовой стенке башни крепился ящик для инструментов и запасных частей.
Основным вооружением бронемашины являлась английская 2-фунтовая (40-мм) пушка OQF Mk IX, установленная не в маске танкового типа, а на полевом лафете. С пушкой был спарен 7,62-мм пулемет «Браунинг» М1919А1, располагавшийся в лобовой плите башни справа от пушки Второй «Браунинг» калибра 7,62 мм или 12,7 мм крепился на шкворневой установке на крыше башни и предназначался для стрельбы по воздушным цепям. Возимый боекомплект состоял из 37 артиллерийских выстрелов и 1750 патронов для пулеметов. На бортах башни были с монтированы два дымовых гранатомета. В качестве средства связи бронеавтомобиль оборудовался радиостанцией № 19, штыревая антенна которой устанавливалась на крыше башни у самой задней кромки.
В задней части корпуса находилось моторное отделение, в котором на отдельной раме единым легко снимаемым блоком монтировались двигатель, коробка передач и радиатор. Для размещения двигателя в кормовой части машины конструкторам пришлось перевернуть в корпусе всю карданную передачу. В результате передние колеса стали ведущими, а задние можно было подключать в случае необходимости. Восьмицилиндровый V-образный карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения «Форд» развивал мощность 69,8 кВт (95 л. с.), что позволяло 6,4-тонной машине двигаться по дорогам с твердым покрытием с максимальной скоростью 80,4 км/ч. С двигателем взаимодействовала трансмиссия в состав которой входили четырехскоростная коробка передач (четыре скорости вперед и одна назад) с полуцентробежным однодисковым сцеплением сухого типа, раздаточная коробка и гидравлические тормоза. Доступ к двигателю, с целью обслуживания и ремонта, обеспечивали небольшие эксплуатационные люки с откидными крышками в боковых стенках моторного отделения, а также большой прямоугольный люк со съемный крышкой в крыше моторного отделения. В полноприводной ходовой части с подвеской на листовых полуэллиптических рессорах использовались колеса с барабанами разъемного типа размером 6,00-16 и шинами размером 9,00-16 или 10,50-16.
Начиная с 1943 года, было построено 936 бронемашин Mk IV.
Бронеавтомобиль Mk IVF обязан своим появлением большим трудностям с получением в 1942 году автомобильных комплектующих фирмы «Мармон-Херрингтон». Американские конверсионные комплекты поставлялись морским путем, но из-за действий немецких рейдеров и океанских подводных лодок транспорты с военными грузами и техникой часто оказывались не в портах Южной Африки, а на дне океана. Тем не менее, у англичан бронемашина Mk IVF получила обозначение «Мармон-Херрингтон». Mk IVF хотя в ее конструкции вообще не использовались комплектующие фирмы Мармон-Херрингтон».
При производстве модели Mk IVF использовались компоненты карданной передачи полноприводного (4x4) трехтонного канадского грузовика «Форд» F60L, которые были практически идентичны комплектующим фирмы «Мармон-Херрингтон». Недостающие автомобильные агрегаты снимали с грузовиков, которые британское военное министерство отправляло в Южную Африку за счет своих заказов, предназначенных для Ближнего Востока и тут же монтировали на бронекорпуса, переворачивая карданную передачу в корпусе, чтобы приспособить ее к компоновочной схеме с задним расположением двигателя как в случае с Mk IV. В целом конструкция и вооружение бронеавтомобиля Mk IVF были точно такие же, как у модели Mk IV поэтому вряд ли есть смысл рассматривать обе машины как две разные модели. Всего было выпущено 1180 бронеавтомобилей Mk IVF.
После войны часть их поступила на вооружение армий Греции и Иордании. Греческие Mk IVF спустя некоторое время были переоборудованы дизельными двигателями «Перкинс» и еще довольно долго оставались в строю.
|
|
|