Бронеавтомобиль «Хамбер»
Великобритания 

  Бронеавтомобиль Хамбер Mk IV  
 
Бронеавтомобиль Хамбер Mk IV
 
 
Тактико-технические характеристики бронеавтомобиля
«Хамбер» Mk I/Mk IV
Боевая масса, т: 6,846/7,25;
Экипаж, чел.: 3;
Габаритные размеры, мм: длина – 4570, ширина – 2180, высота – 2340, колесная база – 2794, дорожный просвет - 310;
Бронирование, мм: 8-14;
Вооружение: 15-мм пулемет «Беза»; Мк I - 7,92 мм пулемет «Беза»,
двуствольный дымовой гранатомет; Mk IV - 37-мм пушка М6,
7,92-мм пулемет «Беза», двуствольный дымовой гранатомет;
Боекомплект: 71 выстрел, 2475 патронов;
Двигатель: «Руте», 6-цилиндровый, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения, рабочий объем 4086 см3, мощность 66,2 кВт при 3200 об/мин;
Удельная мощность, кВт/т: 9,7/9,13;
Максимальная скорость, км/ч: 72 ;
Запас хода, км: 400
 

Учитывая контрактные обязательства перед британским правительством на производство грузовиков и артиллерийских тягачей для британской армии, фирма «Гай моторс» была не в состоянии выпускать достаточное количество бронеавтомобилей, чтобы удовлетворить все возрастающий спрос на них в войсках. По этой причине она передала заказ на производство бронемашин фирме «Кэрриер компании» являвшейся частью промышленной корпорации «Руте групп». За годы войны эта фирма построила более 60% всех британских бронеавтомобилей, причем многие из них носили наименование «Хамбер». Однако фирма «Гай моторе» продолжала производить сварные бронекорпуса, которые устанавливались на шасси «Хамбер».


  Бронеавтомобиль Хамбер Mk I  
 
Бронеавтомобиль Хамбер Mk I
 

В основу бронеавтомобиля «Хамбер» Mk I были положены корпус броневика «Гай» Mk I и шасси артиллерийского тягача «Кэрриер» КТ4, который поставлялся в Индию еще в довоенный период. Чтобы шасси подошло к корпусу «Гай», двигатель пришлось перенести назад. В двухместной башне кругового вращения разместились 15-мм и 7,92-мм пулеметы «Беза». Боевая масса машины составляла 6,8 т. Внешне бронеавтомобили «Гай» Mk I и «Хамбер» Mk I были очень похожи, однако «Хамбер» можно было отличить по горизонтальным задним крыльям и удлиненным передним амортизаторам. В качестве средства связи бронемашины оснащались радиостанциями № 19. Всего было выпущено 300 машин этого типа.
В 1943-1944 годах в войска начали поступать зенитные «Хамберы» Mk IМ с башней от ЗСУ на базе танка Mk VIB, вооруженной четырьмя 7,92-мм пулеметами «Беза». Однако к тому времени немецкая воздушная угроза утратила свою актуальность, и зенитные «Хамберы» вскоре были сняты с вооружения.


  Бронеавтомобиль Хамбер Mk II  
 
Бронеавтомобиль Хамбер Mk II
 

В задней части корпуса находилось моторное отделение, в котором был установлен шестицилиндровый карбюраторный рядный двигатель жидкостного охлаждения «Руте» с рабочим обьемом 4086 см3, развивавший мощность 66,2 кВт (90 л. с.) при 3200 об/мин. С мотором «Руте» взаимодействовала трансмиссия, в состав которой входили сцепление сухого трения, четырехскоростная коробка передач, двухскоростная раздаточная коробка и гидравлические тормоза. В полноприводной (4x4) ходовой части с подвеской на листовых полуэллиптических рессорах применялись колеса с шинами размером 10,50-20. В целом английские бронеавтомобили периода второй мировой войны технически превосходили аналогичные машины, производившиеся в других странах, и «Хамбер» не был исключением из этого правила. Хорошо вооруженный и неплохо бронированный он обладал прекрасной проходимостью при езде по пересеченной местности, а по дорогам с твердым покрытием двигался с максимальной скоростью 72 км/ч.

Более поздние модификации «Хамбера» сохранили базовые двигатель и шасси; изменениям подвергались главным образом корпус, башня и вооружение «Хамбер» Mk II отличался передним лобовым листом новой конструкции, что позволило увеличить внутренний объем машины, избавиться от коробчатой рубки водителя и вцепом придать машине более «прилизанный» вид. Изменилась также бронировка радиатора, она приобрела форму жалюзи. Количество выпущенных бронемашин «Хамбер» Mk II составило 440 единиц.


  Бронеавтомобиль Хамбер Mk III  
 
Бронеавтомобиль Хамбер Mk III
 

«Хамбер» Mk III появившийся в начале 1942 года, имел еще одно существенное отличие на нем устанавливалась трехместная башня новой конструкции. Теперь машину обслуживал экипаж в составе четырех человек.
На модификации «Хамбер» Mk IV в качестве основного вооружения была установлена американская 37-мм противотанковая пушка М6 с боекомплектом из 71 выстрела. Вместе с тем в башне сохранился и 7,92-мм пулемет «Беза», для которого имелось 2475 патронов. Таким образом, в годы второй мировой войны этот бронеавтомобиль стал первой английской колесной боевой машиной с пушечным вооружением. Однако размещение в башне более крупного орудия вынудило вернуться к прежней численности экипажа — три человека. Боевая масса машины возросла до 7,25 т. Эта модификация стала самой многочисленной — со сборочного конвейера фирмы «Кэрриер» сошли 2000 бронеавтомобилей «Хамбер» Mk IV.


  Бронеавтомобиль Хамбер Mk IV  
 
Бронеавтомобиль Хамбер Mk IV
 

С 1941 по 1945 год было изготовлено 3652 «Хамбера» всех модификаций. Помимо Великобритании бронемашины этого типа производились в Канаде под наименованием бронеавтомобиль «Дженерал мотоос» Мк I («Фокс»1)». Канадские бронеавтомобили были более тяжелыми, чем английские и оснащались более мощными двигателями. Общее количество «Хамберов», выпущенных в Великобритании и Канаде составило почти 5600 машин, тем самым броневик этого типа стал самым массовым английским средним бронеавтомобилем периода второй мировой воины.
Бронеавтомобили «Хамбер» различных модификаций использовались на всех театрах военных действий второй мировой войны. С конца 1941 года машины этого типа воевали в Северной Африке в составе 11-го гусарского полка, 2-й новозеландской дивизии и других частей. Небольшое количество «Хамберов» привлекалось для несения патрульной службы на коммуникациях в Иране, по которым шла доставка грузов в СССР.


  Схема бронеавтомобиля Хамбер Mk I  
 
Схема бронеавтомобиля Хамбер Mk I
 

В боевых действиях в Западной Европе применялись главным образом машины модификации Mk IV. Они состояли на вооружении разведывательных полков пехотных дивизий 50 броневиков «Хамбер» Mk I имелось в индийской армии в собственном. Его Величества короля Георга V 19-м уланском полку.
После второй мировой войны «Хамберы» недолго находились на вооружении английской армии уступив свое место бронеавтомобилям новых типов. В армиях других стран (Бирмы, Цейлона Кипра Мексики и др. ) они эксплуатировались значительно дольше. В 1961 году несколько бронемашин этого типа имелось в португальских войсках, дислоцировавшихся в Гоа — португальской колонии в Индии.

   
 
Смотрите на нашем сайте:
 
 
 
Copyright © 2009-2019 Большая военная энциклопедия.