Легкий разведывательный бронеавтомобиль «Даймлер Динго»
Великобритания 

  Бронеавтомобиль «Даймлер» Mk I  
 
Легкий разведывательный бронеавтомобиль «Даймлер Динго» Mk III
 
 
Тактико-технические характеристики легкого разведывательного бронеавтомобиля «Даймлер Динго» Mk II
Боевая масса, т: 3,048;
Экипаж, чел.: 2;
Габаритные размеры, мм: длина – 3175, ширина – 1714, высота – 1498, колесная база – 1981;
Бронирование, мм: до 30;
Вооружение: 7,7-мм пулемет «Брен»;
Двигатель: «Даймлерр», 6-цилиндровый, карбюраторный, рабочий объем 2520 см3, мощность 40,5 кВт;
Удельная мощность, кВт/т: 13,29;
Максимальная скорость, км/ч: 88,5;
Запас хода, км: 322
 

В конце 30-х годов по заказу управления механизации британской армии фирма «Олвис» разработала и изготовила прототип полноприводного (4x4) легкого двухместного разведывательного бронеавтомобиля «Динго», вооруженного стандартным 7,7-мм пулеметом «Брен». В свою очередь в 1937 году фирма BSA также представила на рассмотрение свой прототип двухместной разведывательной машины. Как и «Динго», она была вооружена пулеметом «Брен», но обладала большей боевой массой. Свою модель, отличавшуюся некоторыми интересными особенностями, предложила и фирма «Моррис коммершиал карз», но в целом она оказалась хуже двух других конкурентов и не получила дальнейшего развития.


  Схема бронеавтомобиля «Даймлер Динго» Mk I  
 
Схема бронеавтомобиля «Даймлер Динго» Mk I
 

В 1938 году состоялись сравнительные испытания прототипов фирм «Олвис» и BSA, по результатам которых предпочтение было отдано — при условии внесения некоторых изменений — машине фирмы BSA, хотя по своим характеристикам оба бронеавтомобиля были практически идентичными. К тому времени, когда руководство управления механизации сделало свой выбор, фирму BSA поглотила более крупная компания «Даймлер», но к бронеавтомобилю, серийное производство которого началось в 1939 году под официальным обозначением «легкий разведывательный бронеавтомобиль «Даймлер» Mk I», приклеилось «украденное» у конкурентов название «Динго». Всего в период с 1939 года по 1945 год фирмами «Даймлер», «Хамбер мотор» и «Канадиан Форд» было выпущено 6626 бронемашин этого типа всех модификации.
Первый серийный вариант Mk I имел многогранный клепано-сварной корпус со сдвижной крышей выполнявшийся из листов стальной брони, толщина которых доходила до 30 мм. Расположенное сзади моторное отделение не было бронировано, чтобы снизить общую массу машины. Справа в бронированной восьмигранной рубке размешался водитель, слева — командир. Почти в ногах у него под передней панелью хранился штатный 7,7 мм пулемет «Брен», запасной ствол к которому крепился с помощью специальных зажимов к левому борту. Позади сиденья водителя находился топливный бак за сиденьем командира — стеллаж с радиостанцией № 19, коробками с запасными магазинами для пулемета «Брен» и т. д. Характерной особенностью машины являлось то, что рулевая колонка, а также сиденье водителя были установлены под углом к ее продольной оси; таким образом, при движении задним ходом водитель, обернувшись, мог смотреть назад через открытую панель задней стенки рубки (модели Mk I—II), не выворачиваясь при этом всем телом. Снизу на панелях крыши имелись предохранительные подушки, которые при движении по неровной дороге защищали головы членов экипажа от ударов о низкую крышу.


  Бронеавтомобиль «Даймлер» Mk I  
 
Легкий разведывательный бронеавтомобиль «Даймлер Динго» Mk III
 

В качестве силовой установки на «Даймлер Динго» устанавливался шестицилиндровый карбюраторный двигатель «Даймлер», который при рабочем объеме 2520 см развивал мощность 40,5 кВт (55 л. с.), что позволяло бронемашине двигаться по шоссе с максимальной скоростью 88,5 км/ч. С двигателем взаимодействовала трансмиссия, в состав которой входили пятискоростная коробка передач с предварительным выбором передач, раздаточная коробка с встроенным дифференциалом и гидравлические тормоза. Машина была полно-приводной от раздаточной коробки вращательный момент передавался на каждое колесо с помощью индивидуального карданного вала. Независимая подвеска с высокими пружинными амортизаторами обеспечивала постоянное соприкосновение с грунтом всех четырех колес независимо от их взаимного расположения. Бронемашина имела короткую колесную базу и широкую колею, что делало ее очень компактной устойчивой и поворотливой.

За моделью Mk I последовала модель Mk IA. на которой сдвижную крышу заменила откидная. Модификация Mk IB отличалась обратным направлением вращения крыльчатки вентилятора являвшегося частью системы охлаждения двигателя. Все машины Mk I-IB были полноприводными (4x4). Всего было изготовлено 52 бронеавтомобиля «Даймлер Динго» Mk I.


  Легкий разведывательный бронеавтомобиль «Даймлер Динго» Mk II  
 
Легкий разведывательный бронеавтомобиль «Даймлер Динго» Mk II
 

Начиная с модификации Mk II, машина стала заднеприводной, поскольку опыт эксплуатации ранних моделей показал, что в суках неопытного водителя «Динго» вела себя. как норовистая лошадь. Моторный отсек стал короче существенно видоизменилась решетка радиатора, изменилась конструкция откидной крыши бронекорпуса. Эта модель выпускалась с 1941 по 1945 год.
Модификация Mk III вообще не имела крыши (с большинства бронемашин предыдущей модели, эксплуатировавшихся в линейных частях, экипажи снимали ее своими силами). В ходе боевых действий в пустыне экипажи закрепляли над передней частью корпуса брезентовые чехлы, защищавшие от песка и пыли. Машина получила усиленную рулевую колонку и дополнительное третье сиденье ее боевая масса возросла до 3,2 т «Даймлер» Mk III стал последней модификацией пошедшей в серийное производство с начала 1945 года.
Бронеавтомобиль «Динго» производился также в Канаде совместными усилиями фирм «Канадиэн Форд мотор компании» и «Интернэшнл Харвестер компани». Первая выпускала шасси а вторая поставляла к ним бронекорпуса Канадцы изготавливали две модели разведывательный бронеавтомобиль Mk III и Mk IV (известный под на званием «Линкc I») и разведывательный бронеавтомобиль Mk II («Линкс II»). Эти модели были тяжелее британских машин, но и оснащались они более мощными двигателями. Всего в Канаде выпустили 3255 бронемашин всех типов. В 1945 году канадцы разработали прототип 5-тонного разведывательного бронеавтомобиля «Юниверсал» со 120-сильным двигателем, однако в серийное производство эта машина не пошла.


  Канадцкий разведывательный бронеавтомобиль «Линкc» Mk I  
 
Канадцкий разведывательный бронеавтомобиль «Линкc» Mk I
 

Впервые бронемашины «Даймлер Динго» вступили в бои в 1940 году во Франции в составе 4-го Нортумберлендского стрелкового полка (12 машин) и 1 -й танковой дивизии (30 машин). В ходе эвакуации из Франции войск Британского экспедиционного корпуса все эти броневики были оставлены противнику.
В дальнейшем легкие разведывательные бронемашины «Даймлер Динго» использовались в пехотных, танковых и инженерных частях всех армий стран Британского Содружества и воевали вплоть до конца второй мировой войны.
В послевоенные годы эти бронеавтомобили состояли на вооружении многих стран мира и в разное время участвовали в боевых действиях в Корее Малайзии и Египте. В середине 70-х годов «Динго» еще эксплуатировались на Кипре и в Португалии.

   
 
Смотрите на нашем сайте:
 
 
 
Copyright © 2009-2019 Большая военная энциклопедия.