Начало Великой Отечественной войны застало сотрудников Горьковского автозавода за освоением производства ГАЗ-64 — легкового армейского автомобиля повышенной проходимости, разработанного под руководством ведущего конструктора В. А. Грачева в начале 1941 года. Проектируемый бронеавтомобиль и внешне, и по боевым возможностям резко отличался от прежних машин этого класса. Конструкторам пришлось принять во внимание новью тактико-технические требования к броневикам, возникшие на основе анализа боевого опыта. Машины предстояло применять для разведки, для управления войсками во время боя, в борьбе с авиадесантом, для сопровождении автоколонн, а также для противовоздушной обороны танков на марше. Также определенное влияние на конструкцию новой машины оказало знакомство заводчан с немецким трофейным бронеавтомобилем SdKfz 221, который 7 сентября был доставлен на ГАЗ для детального изучения. Проектирование и изготовление бронеавтомобиля продолжалось около шести месяцев — с 17 июля 1941 года по 9 января 1942 года. 10 января 1942 года новый бронеавтомобиль осмотрел член Государственного комитета обороны Маршал Советского Союза К. Е. Ворошилов. После успешного завершения заводских и войсковых испытаний бронеавтомобиль 3 марта 1942 года был представлен Членам Политбюро ЦК ВКП(б), и уже летом того же года первая партия серийных бронеавтомобилей была направлена в войска Брянского и Воронежского фронтов. За создание бронеавтомобиля БА-64 постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 10 апреля 1942 года В. А. Грачев был удостоен Государственной премии СССР. Корпус БА-64 не имел заклепочных соединений — стыки листов брони были гладкими и ровными. Петли дверей и люков — наружные, приварные или на выступающих заклепках. Доступ к двигателю осуществлялся через верхнюю, открываемую назад бронекрышку моторного отделения. Все люки, двери и крышки запирались снаружи и изнутри. Впоследствии для улучшения условий работы водителя были введены воздухозаборники на верхней крышке капота и в передней части крышки бронекорпуса. На нижнем левом бортовом бронелисте перед дверцей (сразу за крылом) двумя хомутами крепился механический винтовой домкрат — таким до сих пор комплектуются автомобили УАЗ. Снаружи на левом боковом листе моторного отсека над крылом размещался лом с «папкой». Над крылом левого заднего колеса, на нижнем бронелисте корпуса наклонно крепились топор и пила-ножовка, а на противоположной стороне бронекорпуса над крылом правого заднего колеса штыком вперед — саперная лопата. Изготовление корпусов и башен первых серийных бронеавтомобилей осуществлялось в г. Выксе на заводе дробильно-размолочного оборудования, имевшем для этого необходимую технологическую оснастку, а потом и на ГАЗе, где в полном объеме использовалось его мощное штамповочное и прессовое оборудование.
В задней части бронемашины на крыше корпуса была установлена башня кругового вращения, выполненная методом сварки из бронелистов толщиной 10 мм и имевшая форму усеченной восьмигранной пирамиды. В передней части стык башни с корпусом экранировался защитной накладкой — бруствером. Сверху башня была открытой и на первых образцах закрывалась откидной сеткой. Этим обеспечивалась возможность наблюдения за воздушным противником и ведения по нему огня из бортового оружия. Башня устанавливалась в корпусе бронеавтомобиля на конусной колонке. Вращение башни осуществлялось вручную усилием командира-стрелка. который мог повернуть ее и остановить в требуемом положении с помощью тормоза. В лобовой стенке башни имелась амбразура для ведения огня по наземным цепям, а в ее боковых стенках были смонтированы два прибора наблюдения, идентичные прибору наблюдения водителя. Вне поля боя башню обычно зачехляли. В полноприводной (4x4) ходовой части с подвеской из продольно расположенных рессор и гидравлических поршневых амортизаторов одностороннего действия использовались односкатные колеса с пулестойкими шинами типа ГК (губчатая камера) размером 7,00-16, покрышки которых заполнялись пористой резиной. Вне боевой обстановки использовались пневматические шины размером 6,50-16 с развитыми грунтозацепами, имевшими рисунок «прямая елка» (шины типа ГК) или «косая расчлененная елка» (обычные пневматики). Диски колес имели характерные штампованные 14 спиц и были заимствованы от легкового автомобиля ГАЗ-М-1. Полуоси колес заканчивались заметно выступающими наружу конусами с проточкой посредине под съемник с зашплинтованной гайкой. Бронеавтомобиль имел 31 место смазки, требовавших восемь сортов смазок и масел для 78 точек смазки. В 1942 году в связи с проведенной модернизацией базовой машины ГАЗ-64. подвергся усовершенствованию и бронеавтомобиль БА-64. Модернизированный бронеавтомобиль, получивший обозначение БА-64Б, имел расширенную до 1446 мм колею, увеличенную габаритную ширину и массу, повышенную до 39,7 кВт (54 л. с.) мощность двигателя, усиленную систему охлаждения двигателя и переднюю подвеску с четырьмя амортизаторами вместо двух. В конце октября 1942 года модифицированный БА-64Б успешно прошел испытательный пробег подтвердив целесообразность проведенных работ — допустимый крен составлял уже 25°. В остальном величины профильных препятствий, преодолеваемых модернизированным бронеавтомобилем, практически не изменились по сравнению с бронеавтомобилем БА-64. Начатое весной 1943 года производство БА-64Б продолжалось до 1946 года. В 1944 году производство БА-64 Б, по отчетности НКО стабильно составляло 250 машин в месяц — 3000 в год (с рацией — 1404 единиц). Несмотря на свой основной недостаток — малую огневую мощь — бронеавтомобили БА-64 успешно применялись при проведении десантных операций, разведывательных рейдов, для сопровождения и боевого охранения пехотных подразделений. В послевоенной Советской Армии бронеавтомобили БА-64Б (узкоколейных БА-64 практически не осталось) использовались как учебно-боевые примерно до 1953 года. В других странах (Польша. Чехословакия ГДР) их использовали гораздо дольше В 1950-х годах в ГДР разработали модернизированную версию БА-64, которая получила обозначение SK-1. Построенная на удлиненном шасси «Робур Гарант 30К», внешне она сильно напоминала БА-64 Бронемашины SK-1 поступали на вооружение сил полиции и пограничной охраны ГДР. Большое количество броневиков БА-64Б было отправлено в Югославию. КНДР и Китай. Видео: Легкий бронеавтомобиль БА-64
|