В начале 1944 года ЗИС изготовил опытный 12-местный бронетранспортер Б-3. Иногда в отчетах его именовали АТ-3, хотя эту небронированную машину, построенную в сентябре 1943 года, можно рассматривать только как шасси для Б-3. При боевой массе 7,1 т. Б-3 развивал максимальную скорость не более 40 км/ч — явно недостаточную для машины этого класса. Вместе с тем, низкое среднее удельное давление гусеничного движителя 0,3 кгс/см обещало хорошую проходимость по слабым грунтам, но до этого дело не дошло. Испытания бронетранспортера Б-3 на Научно-исследовательском бронетанковом полигоне дали отрицательные результаты — низкая надежность агрегатов трансмиссии и перегрев двигателя, постоянно работающего на пределе, не позволили продолжить дальнейшую работу в этом направлении. Б-3 был построен по компоновочной схеме с передним расположением двигателя, передними управляющими колесами, ведущим гусеничным движителем и открытым сверху десантным отделением. Корпус бронетранспортера был сварен из котельной стали толщиной 6-15 мм, таким образом, его бронирование носило макетный характер. Стальные листы, повсюду устанавливались с рациональными углами наклона, особенно акцентированными в лобовой проекции и корме. Доступ к двигателю с целью ремонта и технического обслуживания обеспечивала откидная панель на крыше моторного отсека и эксплуатационные люки в его боковых стенках. Для защиты радиатора и поступления охлаждающего воздуха в моторный отсек в шестиугольной передней стенке последнего имелось почти квадратное щелевое жалюзи с горизонтальным расположением многочисленных пластин. В состав ходовой части бронетранспортера входили управляющая передняя ось с односкатными колесами, оборудованными шинами большого сечения с развитыми грунтозацелами типа «елочка», и гусеничный движитель, который, применительно к одному борту, состоял из четырех обрезиненных опорных катков, ведущего колеса переднего расположения со съемным зубчатым венцом, направляющего колеса, аналогичного по устройству опорному катку, трех поддерживающих роликов и гусеничной ленты. Элементы гусеничного хода были заимствованы от легкого танка Т-70М, а автомобильные агрегаты — от автомобиля ЗиС-5.
|