Разведывательный бронеавтомобиль 39М «Шаба»
Венгрия 

  39m Csaba  
 
Тактико-технические характеристики разведывательного бронеавтомобиля 39М «Шаба»
Боевая масса, т: 5,95;
Экипаж, чел.: 4;
Габаритные размеры, мм: длина – 4520, ширина – 2100, высота – 2270, колея – 1700, дорожный просвет – 333;
Бронирование, мм: борт корпуса – 9, лоб корпуса – 13, башня – 13;
Вооружение: 20-мм пушка 36М, 8-мм пулемет 34/37АМ, 8 мм пулемет 31М;
Боекомплект: 200 выстрелов, 3000 патронов;
Двигатель: «Форд», 8-цилиндровый, 4-тактный, карбюраторный, жидкостного охлаждения, рабочий объем 3560 см3, мощность 66,2 кВт;
Удельная мощность, кВт/т: 11,13;
Максимальная скорость по шоссе, м/ч: 65;
Запас хода по шоссе, км: 150;
Запас топлива, л: 135;
Преодолеваемые препятствия: подъем, град. – 30; стенка, м - 0,5; брод, м - 1,0
 

В 1933 году венгерский инженер Микпош Штраусслер, переехавший на постоянное жительство в Великобританию, договорился с автомобильной фирмой «Манфред Вейсс» из Будапешта о постройке в Венгрии прототипов разработанных им специальных машин. Одной из них был экспериментальный двухосный полноприводной (4x4) бронеавтомобиль повышенной проходимости АС 1, созданный Штраусслером для британской армии в 1934 году. Результаты, полученные в ходе испытаний бронемашины, а также опыт, приобретенный в процессе ее производства, были использованы при разработке улучшенной модели АС 2. В отличие от АС 1, в ней был предусмотрен задний пост рулевого управления, что к тому времени стало уже каноном для разведывательных бронеавтомобилей.

Бронемашина Штраусслера отличалась современной конструкцией, изначально рассчитанной для использования в военных целях, и получила одобрение высшего руководства венгерской армии. Испытания шасси АС 2 показали, что оно полностью отвечало требованиям которые венгерская армия предъявляла к бронеавтомобилям.
В 1939 году после успешных испытаний АС 2 с корпусом из неброневой стали командование венгерской армии решило принять бронемашину на вооружение под обозначением 39М «Шаба» (так звали младшего сына короля гуннов Аттилы). К окончательной доработке своего детища Штраусслер уже не имел отношения. В том же году фирма «Манфред Вейсс» получила заказ на 61 бронемашину 39М (53 боевые и 8 учебных с неброневыми корпусами), которыми предполагалось укомплектовать разведывательные подразделения моторизованных и кавалерийских бригад. Производство этой серии бронемашин «Шаба» осуществлялось с весны 1940 года до лета 1941 года. В 1940 году последовал заказ еще на 40 машин, двенадцать из которых были оснащены двумя симплексными радиостанциями R-4 и R-5 с рамочной антенной и использовались в качестве машин управления; их вооружение ограничивалось только 8-мм пулеметом.
Бронеавтомобиль 39М «Шаба» представлял собой четырехместную двухосную полноприводную (4x4) машину на специальном шасси с задним расположением двигателя и кормовым постом управления, который позволял машине двигаться задним ходом без предварительного разворота. В состав экипажа входили: водитель, командир-стрелок, пулеметчик и водитель заднего поста управления выполнявший обязанности радиста.


  Схема разведывательного бронеавтомобиля 39М «Шаба»  
 
Схема разведывательного бронеавтомобиля 39М «Шаба»
 

Многогранный корпус бронемашины склепывался из 9-мм листов катаной стали, которые устанавливались под довольно большими углами наклона, что повышало их пулестойкость и усиливало защищенность машины в целом. По сравнению с английской моделью, венгерский вариант бронеавтомобиля выгодно отличался более удачной конфигурацией корпуса. Листы днища были установлены под небольшим углом друг к другу с целью усиления противоминной защиты, широкие нижние бортовые листы кверху расходились, отчего в среднем сечении корпус имел корытообразную форму. Спереди и сзади корпус сужался и имел более сложную конфигурацию. Толщина бронировки лобовой и кормовой частей машины была усилена и составляла 13 мм. На крыше боевого отделения — почти посередине корпуса — располагалась клепаная шестигранная башня кругового вращения, сконструированная и построенная под руководством специалистов Венгерского института военных технологий. Толщина бронировки башни достигала 13 мм. Для входа и выхода из бронемашины в левом борту корпуса была предусмотрена небольшая, почти квадратная дверь с закругленными углами, кроме того экипаж мог воспользоваться двустворчатым прямоугольным люком в сильно наклоненной задней стенке башни или же квадратным люком на ее крыше.
В передней части корпуса с сильно наклоненным лобовым листом находилось отделение управления, в котором с небольшим смещением влево относительно продольной оси машины размещалось рабочее место водителя. Броневая панель над ним была оборудована маленькой угловатой рубкой со смотровыми щелями в стенках через которые в боевой обстановке водитель мог наблюдать за дорогой и окружающей местностью. Аналогично было устроено рабочее место водителя заднего поста управления в кормовой части бронемашины.

Обращает на себя внимание оригинальное решение проблемы обзора с места основного водителя за пределами поля боя бронепанель с рубкой, крепившаяся к крыше корпуса с помощью шарнирных петель, поднималась вверх, обеспечивая тем самым широкое поле зрения, как перед машиной, так и по обе стороны от нее. Кроме того, в скошенных гранях передней части корпуса справа и слева от сиденья водителя имелись круглые стрелковые амбразуры, закрывавшиеся бронекрышками. За отделением управления находилось боевое отделение, в состав которого входила шестигранная башня кругового вращения, вооруженная 20-мм автоматической пушкой 36М (по классификации, принятой в королевской венгерской армии, это был тяжелый пулемет) и 8-мм пулеметом 34/37АМ. Ствол пулемета был заключен в цилиндрический бронекожух, обеспечивавший защиту, как от пуль, так и от осколков мин и снарядов. Вооружение, установленное в почти вертикальном лобовом листе башне, было смонтировано в шаровых установках и могло независимо наводиться на разные цели.


  Разведывательный бронеавтомобиль 39M Csaba  

В состав возимого боекомплекта входили 200 выстрелов и 3000 патронов. В боевом отделении бронемашины перевозился также 8-мм пулемет 31М, который при необходимости устанавливался на шкворне внутри башни и использовался для борьбы с воздушными целями противника. Для наблюдения за местностью в условиях поля боя башня была оборудована смотровыми щелями с внутренними бронезаслонками — по одной в каждой грани; в задней стенке башни таких смотровых щелей было две — по одной в каждой створке люка. Вне поля боя или в моменты относительного затишья члены экипажа могли вести наблюдение через верхний башенный люк или через распашной люк в задней стенке башни. Слева в задней части боевого отделения располагался кормовой рулевой пост, оборудованный всеми органами управления бронеавтомобилем.
Поскольку бронемашина 39М «Шаба» была оборудована радиостанцией R-4, то водителю заднего поста управления приходилось выполнять также обязанности радиста. Для обеспечения необходимой дальности связи на корпусе броневика была смонтирована поручневая антенна.
Справа в кормовой части корпуса находился моторный отсек, отделенный противопожарной перегородкой от боевого отделения. В нем был установлен 66,2-киловаттный (90 л. с.) восьмицилиндровый карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения «Форд» с рабочим объемом 3560 см3, производившийся на германском филиале фирмы «Форд» в Кёльне. Взаимодействовавшая с ним трансмиссия допускала движение как вперед так и задним ходом на пяти передачах. Силовая установка позволяла бронемашине «Шаба», имевшей боевую массу около 6 тонн, двигаться по дорогам с твердым покрытием с максимальной скоростью 65 км/ч. Имея довольно приличную скорость, 39М отличался крайне малым запасом хода. При полностью заправленном бензобаке, емкость которого составляла 135 литров, бронемашина могла пройти всего 150 км.


  Компоновка бронеантомобиля 39М «Шаба»  
 
Компоновка бронеантомобиля 39М «Шаба»
 

В полноприводной (4x4) ходовой части с независимой подвеской, блокированной с поперечными листовыми рессорами, использовались односкатные колеса с пулестойкими высокопрофильными шинами большого сечения. Благодаря независимой подвеске каждое колесо могло перемещаться в вертикальном направлении на 80 см, причем это абсолютно не влияло на устойчивость машины. Как передние так и задние колеса прикрывались сверху широкими угловатыми крыльями. На горизонтальной поверхности задних крыльев обычно крепились невысокие металлические ящики с запасными частями и инструментами.
Благодаря приводу на обе оси машина обладала прекрасной проходимостью по пересеченной местности она с легкостью преодолевала вертикальные препятствия высотой 0,5 м, подъемы крутизной до 30o и без подготовки преодолевала броды глубиной до 1 м.

Опыт участия бронеавтомобилей 39М «Шаба» в апрельской кампании 1941 года в Югославии и на Восточном фронте быстро выявил их недостатки — слабое вооружение и уязвимость от огня противника. Так, из 57 бронемашин, воевавших с лета по декабрь 1941 года на Восточном фронте в составе 2-й мотобригады и 1-й кавалерийской бригады венгерской армии, уцелели только 17 броневиков. Вывод напрашивался сам собой: 39М годились только для ведения разведывательных операций.
В 1941-1942 годах венгры планировали приступить к выпуску следующей производственной серии бронемашин «Шаба», но приоритет танковой программы отодвинул сроки на 1944 год, да и венгерскому правительству к тому времени стало не до строительства бронеавтомобилей вторая мировая война входила в завершающую фазу, крах Третьего рейха и его союзников был уже не за горами.

   
 
Смотрите на нашем сайте:
 
 
 
Copyright © 2009-2019 Большая военная энциклопедия.