Реактивная система залпового огня Тип 89 (PHZ89) |
Китай
|
|
|
|
|
|
Тактико-технические характеристики Тип 89
|
Калибр, мм: 122;
Масса НУРС, кг: 58-68;
Количество направляющих: 40;
Расчет, чел.: 5;
Масса пусковой установки в боевом положении, т: 29,9;
Габариты пусковой установки в походном положении, м: 7,180 x 3,150 x 3,180;
Продолжительность залпа полным боекомплектом, с: 20;
Время перезаряжания, мин: 3;
Мощность двигателя, л. с.: 520;
Максимальная скорость движения, км/час: 55;
Запас хода, км: 450 |
|
|
|
|
|
|
Разработка 122-мм реактивной системы залпового огня началась в КНР после советско-китайского вооруженного конфликта на острове Даманский. Боевое использование советскими войсками РСЗО БМ-21 «Град» во время этого конфликта произвело сильное впечатление на командование Народно-освободительной армии Китая (НОАК).
В 1979 году во время китайско-вьетнамского пограничного конфликта несколько систем БМ-21 были захвачены китайскими войсками, они послужили основой при создании первой китайской 122-мм РСЗО – «Тип-81», которая вышла на испытания в 1980 г. В 1983 г. эта система была запущена в серийное производство и начались ее поставки в дивизионы реактивной артиллерии НОАК. За годы службы система неоднократно модернизировалась с целью повышения боевой эффективности, дальности и точности стрельбы. В результате дальность стрельбы неуправляемыми реактивными снарядами (НУРС) была увеличена с 20 км до 40 км, значительно расширена номенклатура используемых боевых частей, внедрена автоматизированная система управления огнем и заряжания боевой машины.
Более поздними вариантами 122-мм РСЗО являются варианты размещения этой системы на бронированном гусеничном шасси «Тип-321» (получивший обозначение «Тип 89») и на шасси грузового автомобиля повышенной проходимости «Tiema» SC2030 («Тип-90»).
Стрельба ведется 122-мм неуправляемыми реактивными снарядами, стабилизируемыми в полете раскрывающимися четырех-лопастными стабилизаторами. В качестве основной головной части реактивных снарядов рассматривается осколочно-фугасная боевая часть, однако также имеется головная часть с усиленным осколочным действием (содержит 4100 стальных шариков), а также кассетная головная часть. Кассетная БЧ может быть снаряжена 39, 44 или 74 осколочно-кумулятивными боевыми элементами, 6 противотанковыми или 128 противопехотными минами. Имеется также зажигательная головная часть с 6000 зажигательными элементами, разбрасываемыми в радиусе до 30 м.
Система управления огнем позволяет вести одиночную и залповую стрельбу. Продолжительность залпа составляет 20 секунд.
Заряжание пусковой установки производится с помощью специального устройства, смонтированного в передней части гусеничного шасси. Оно представляет собой стеллаж, на котором расположены 40 реактивных снарядов. Перед заряжанием пакет направляющих и стеллаж со снарядами переводятся в положение для заряжания, после чего все 40 снарядов с помощью гидропривода вдвигаются в направляющие. Таким образом продолжительность заряжания пусковой установки сокращается до двух минут. Возможно также заряжание пусковой установки вручную с помощью транспортно-заряжающеи машины.
Пусковая установка РСЗО «Тип 89» разработана на базе унифицированного гусеничного шасси «Тип-321». Как и у базовой машины, отделение управления находится в передней части корпуса у левого борта. Справа от него размещено моторно-трансмиссионное отделение. На броневой плите, закрывающей сверху оба отделения, смонтировано устройство для механизированного перезаряжания пусковой установки. Артиллерийская часть, как и у большинства пусковых установок РСЗО, расположена в кормовой части корпуса на крыше броневой рубки, в которой находится аппаратура системы управления огнем. На марше в этой рубке располагается также расчет РСЗО — четыре человека.
Бронированный корпус пусковой установки сварен из катаных броневых листов толщиной 10 мм и защищает расчет от пуль стрелкового оружия и осколков артиллерийских снарядов и мин. Артиллерийская часть смонтирована на поворотном основании и представляет собой пакет из 40 трубчатых направляющих (четыре ряда направляющих по 10 труб в каждом). Смонтированные на поворотном основании подъемный и поворотный механизмы позволяют наводить артиллерийскую часть в вертикальной плоскости в диапазоне углов от 0° до +55°. Угол горизонтального обстрела составляет 168°. Механизмы наведения снабжены силовыми приводами, однако наведение можно выполнять и вручную.
Двенадцати цилиндровый дизельный двигатель 12150L установленный в моторно-трансмиссионном отделении, развивает максимальную мощность 520 л. с. В гусеничной ходовой части с каждого борта установлено по шесть опорных и по три поддерживающих катка. Подвеска опорных катков — индивидуальная торсионная. Ведущие колеса расположены впереди. Максимальная скорость, которую развивает самоходная пусковая установка на шоссе, равна 55 км/час. На пересеченной местности она преодолевает подъемы крутизной до 30°, стены высотой 0,7 м и рвы шириной 2,7 м.
Пусковая установка оборудована радиостанцией, танковым переговорным устройством, средствами пожаротушения и инфракрасным прибором ночного видения.