Реактивная система залпового огня Град-1 9П138 и 9П139
|
СССР
|
|
|
|
|
|
Тактико-технические характеристики РСЗО Град-1 9П138
|
Калибр, мм: 122;
Количество направляющих: 36;
Расчет, чел.: 6;
Габаритные размеры, мм: ширина – 2500, высота в походном положении – 2480;
Масса снаряда, кг: 57;
Дальность стрельбы, км: максимальная – 14, минимальная - 1,5;
Продолжительность залпа, с: 18;
Время перезаряжания, мин.: 7;
Мощность двигателя, л. с.: 150;
Максимальная скорость движения, км/час: 80;
Запас хода, км: 850 |
|
|
|
|
|
|
Командование Советской Армии рассматривало реактивную систему БМ-21 «Град» как огневое средство дивизионной артиллерии. Для поражения открытой и закрытой живой силы и боевой техники противника на переднем крае и на глубину интересов полка, по постановлению Совета министров СССР № 71-26 от 21 января 1970 года в НПО «Сплав» были начаты работы по созданию реактивной системы залпового огня «Град-1». Работы велись под руководством главного конструктора А. Н. Ганичева.
Боевая машина разрабатывалась в двух вариантах. Первый вариант предусматривал размещение пусковой установки на шасси грузового автомобиля ЗИЛ-131, этот вариант машины получил обозначение 9П138. Ею вооружались мотострелковые подразделения.
Для танковых полков был разработать вариант на шасси легкобронированного гусеничного транспортера-тягача МТ-ЛБ. Такой вариант боевой машины получил обозначение 9П139.
Разработка гусеничного варианта проводилась в Государственном конструкторском бюро компрессорного машиностроения Министерства авиационной промышленности СССР под руководством главного конструктора А. И. Яскина. Машина была спроектирована в 1974 году. Специально к боевой машине была создана транспортно-заряжающая машина 9Т451 на шасси тягача МТ-ЛБ.
В 1976 году система была принята на вооружение. После окончания разработки была создана небольшая серийная партия машин, которые были отправлены в войска. Полномасштабное производство боевых машин 9П139 и транспортных машин 9Т451 планировалось организовать в Болгарии, однако серийное производство освоено не было.
Пусковая установка РСЗО «Град-1» повторяет основные конструктивные и компоновочные решения РСЗО БМ-21 «Град». Ее артиллерийская часть смонтирована в кормовой части самоходного шасси и представляет собой пакет трубчатых направляющих, смонтированный на поворотном основании.
В отличие от БМ-21, пакет направляющих содержит 36 стволов, расположенных в четыре ряда (два верхних ряда имеют по 10 стволов, два нижних— по 8 стволов). В состав артиллерийской части входят также прицельные приспособления, механизмы наведения, а также соответствующее электротехническое и гидравлическое оборудование. Для обеспечения устойчивости при стрельбе в кормовой части колесного шасси смонтированы откидные упоры с гидравлическими домкратами.
По сравнению с БМ-21 пакет направляющих расположен на меньшем расстоянии от поверхности земли, что существенно упростило процесс заряжания пусковой установки.
Стрельба ведется всеми боеприпасами РСЗО БМ-21. Кроме того, специально для РСЗО «Град-1» разработан 122-мм неуправляемый реактивный снаряд с максимальной дальностью стрельбы до 14 км (вес снаряда 57 кг). Боевая часть этого снаряда содержит блок готовых цилиндрических осколков, что позволяет повысить поражение укрытой живой силы и техники более чем в два раза по сравнению с РСЗО БМ-21. К этой системе разработан также зажигательный снаряд 9М28С.
Система управления огнем позволяет вести одиночную и залповую стрельбу. Как и на БМ-21, для воспламенения порохового заряда реактивного снаряда имеются аккумуляторнью батареи, используемые в качестве источников тока, и датчик импульсов. Работой датчика импульсов тока можно управлять как из кабины, так и дистанционно с помощью выносной катушки на расстоянии до 60 м от пусковой установки. Стрельбу можно вести в диапазоне температур окружающего воздуха от —40° до +50°С.
Значительное количество пусковых установок РСЗО «Град-1» выпущено на шасси трехосного автомобиля повышенной проходимости ЗИЛ-131. Это шасси оснащено V-образным восьмицилиндровым карбюраторным двигателем ЗИЛ-131 мощностью 150 л. с. при 3200 об/мин. Сцепление— однодисковое сухое, коробка передач пятиступенчатая с синхронизаторами для включения 2, 3, 4 и 5-й передач.
Ходовая часть выполнена по колесной формуле 6x6. Управляемыми являются колеса переднего ведущего моста. Подвеска этого моста — зависимая на продольных полуэллиптических рессорах, с гидравлическими телескопическими амортизаторами двустороннего действия. Подвеска среднего и заднего мостов — балансирная, на продольных полуэллиптических рессорах.
Шасси имеет централизованную систему регулирования давления воздуха в шинах. При движении по шоссе самоходная пусковая установка «Град-1» на колесном шасси развивает максимальную скорость 80 км/час. Проходимость ее на пересеченной местности достаточно высока, без предварительной подготовки машина форсирует броды глубиной до 1,4 м. Пусковая установка может перевозиться по воздуху в кабинах средних военно-транспортных самолетов.
В состав оборудования пусковой установки входят УКВ радиостанция и средства пожаротушения.