Гусеничная РСЗО БМ-24Т
|
СССР
|
В годы второй мировой войны неоднократно повторялась ситуация, когда наступающие танковые части были вынуждены остановить наступление только из-за того, что оставались без поддержки артиллерии и мотопехоты, передвигавшихся на не обладающей достаточной проходимостью колесной технике. По этой причине советское командование в послевоенные годы стремилось укомплектовать все боевые части танковых дивизий и корпусов гусеничной техникой, не уступающей по проходимости танкам.
Наглядным примером этому является создание наряду с колесной боевой машиной реактивной артиллерии БМ-24 также и ее гусеничного аналога БМ-24Т. Если БМ-24 поступала на вооружение полков (бригад) реактивной артиллерии стрелковых и механизированных корпусов, то машинами БМ-24Т были вооружены полки реактивной артиллерии танковых корпусов.
Хотя БМ-24Т первоначально рассматривалась лишь как гусеничный аналог колесной боевой машины БМ-24, конструкторам пришлось разрабатывать ее практически заново.
Принципиальным отличием артиллерийской части БМ-24Т является замена сотовых направляющих трубчатыми. В многоствольных пусковых установках такие направляющие исключают воздействие пороховых газов реактивного двигателя одного снаряда на другие снаряды во время движения его по направляющей. Кроме того, трубчатые направляющие более просты в производстве, чем сотовые направляющие и при одинаковой баллистике имеют меньшую длину. В частности, у БМ-24Т длина направляющих составляет 1400 мм по сравнению с 2000 мм у БМ-24.
Артиллерийская часть БМ-24Т имеет пакет из 12 направляющих, размещенных в два яруса по шесть направляющих в каждом ярусе. Пакет направляющих закреплен на вертлюге, соединенном шаровым погоном с неподвижной тумбой, смонтированной на лонжеронах рамы шасси.
Подъемный и поворотный механизмы артиллерийской части имеют ручные приводы и обеспечивают наведение пакета направляющих в вертикальной плоскости в диапазоне углов от +10° до +50°, сектор обстрела в горизонтальной плоскости составляет 180°.
Стрельба ведется теми же реактивными снарядами, которые входят в боекомплект боевой машины БМ-24. Время полного залпа составляет 6 - 8 с, для заряжания требуется 3 - 4 мин.
Использование в качестве ходовой части БМ-24Т шасси среднего гусеничного артиллерийского тягача АТ-С имеет дизельный двигатель В-54Т мощностью 1275 л. с. На шоссе этот двигатель позволяет развивать наибольшую скорость 35 км/час, на пересеченной местности — 20 км/ час. Запас хода по шоссе составляет 300 км.
Благодаря гусеничной ходовой части БМ-24Т обладает высокой проходимостью по пересеченной местности. Она преодолевает подъемы с углом до 30° и броды глубиной до 1 м.
На походе весь расчет боевой машины размещается в закрытой кабине, оборудованной вентилятором, огнетушителем и радиостанцией. Время перевода машины из походного положения в боевое не превышает 1,5 - 2,0 мин.
В боевом положении стекла кабины закрываются легкими броневыми щитками. Благодаря значительной массе боевой машины (с расчетом, снарядами и ЗИП она составляет 16100 кг) ее устойчивость при стрельбе обеспечивается и без использования домкратов.
Оценивая БМ-24Т в целом, следует отметить, что, как и многие гусеничные машины, она обладает меньшей, чем ее колесный прототип, скоростью движения и меньшим запасом хода и ограниченным моторесурсом. Ее масса почти в два раза превышает массу БМ-24. Однако все эти недостатки в значительной степени компенсируются повышенной проходимостью, позволяющей в нужный момент поддержать наступающие танковые части мощным огнем.