240-мм реактивная система залпового огня БМ-24 (8У31)
|
СССР 
|
|
 |
 |
 |
|
Тактико-технические характеристики БМ-24 (8У31)
|
Калибр реактивного снаряда, мм: 240;
Число направляющих: 12;
Наибольшая скорость снаряда, м/с: 280 - 600;
Время производства залпа, с: 6 - 8;
Дальность стрельбы, м: 6575 - 16000;
Наибольший угол возвышения, град: 50;
Угол горизонтального обстрела, град: 140;
Масса реактивного снаряда, кг: 112,5 - 109,0;
Масса пусковой установки, кг: 7140 |
|
|
 |
 |
 |
|
22 марта 1951 г. на вооружение Советской Армии поступил новый 240-мм реактивный снаряд М-24Ф. Одновременно с ним на вооружение приняли и пусковую установку — боевую машину БМ-24 (индекс ГАУ-8У31). Они стали основными элементами реактивной системы залпового огня, предназначенной для разрушения фортификационных сооружений, уничтожения и подавления артиллерийских и минометных батарей, а также поражения войск противника в районах сосредоточения.
Артиллерийская часть БМ-24 весит 1420 кг и включает 12 направляющих сотового типа, расположенных в два яруса по 6 направляющих в каждом. Длина каждой направляющей составляет 2 м. Пакет направляющих смонтирован на раме, закрепленной с возможностью поворота на тумбе. Для наведения используются поворотный механизм червячного типа и подъемный механизм винтового типа. Оба механизма имеют ручные приводы. Имеется также пружинный уравновешивающий механизм толкающего типа.
В вертикальной плоскости наведение возможно в диапазоне углов от +10° до +50°, в горизонтальной плоскости наводка возможна в секторе 140°.
Пусковая установка ведет стрельбу одиночными выстрелами или залпом. Продолжительность залпа — 6 - 8 секунд.
В связи с тем что масса реактивного снаряда М-24Ф составляет 112,25 кг, а снаряда МД-24Ф—даже 155 кг, пусковую установку снабдили съемным лотком, который присоединяется к казенной части направляющей и по которому снаряд вдвигается в направляющую до его фиксации специальным стопором. Время заряжания не превышает 3 - 4 минут.
В качестве ходовой части использовано шасси трехосного грузового автомобиля повышенной проходимости ЗИС-151. Конструкция ходовой части во многом повторяет ходовую часть БМ-14-16: кабина и бензобаки имеют легкую защиту, предохраняющую от действия раскаленных пороховых газов ракетных двигателей, а для разгрузки рессор и повышения устойчивости установки при стрельбе в задней части рамы шасси смонтированы два винтовых домкрата.
95-сильный карбюраторный двигатель обеспечивает наибольшую скорость движения заряженной установки по шоссе 55 км/час. Она способна преодолевать подъемы с углом до 28° и броды глубиной до 750 мм. Запас хода заряженной пусковой установки по шоссе равняется 600 км.
Боевыми машинами БМ-24 были вооружены бригады (полки) реактивной артиллерии корпусного подчинения. В бригаде имелось 54 боевые машины; она придавалась стрелковым и механизированным корпусам, а для усиления таковых корпусов формировались бригады, укомплектованные боевыми машинами БМ-24Т на шасси среднего гусеничного артиллерийского тягача АТ-С.
Интересный факт:
В 1967-м в ходе «Шестидневной войны» Израиль захватил у египтян 18 РСЗО БМ-24 поставленные СССР, из которых 14 были приняты на вооружение. Из экс-египетских БМ-24 был сформирован 270-й дивизион (12 машин). С 1971 IMI производила ракеты для БМ-24. Войну Судного Дня дивизион начал на Голанах, позднее был переброшен на Синай. Отметились израильские БМ-24 и в Ливане в 1982-м - оснащённый ими 9229-й артдивизион "Шекеф" воевал в районе Бейрута.