457-мм гаубица Mk1 на железнодорожном транспортере Mk1 (14") |
Великобритания 
|
|
 |
 |
 |
|
Тактико-технические характеристики
|
457-мм пушка Mk1
|
Калибр, мм
|
457,2
|
Длина ствола, калибров
|
36
|
Наибольший угол возвышения, град.
|
+40°
|
Угол горизонтального наведения, град.
|
4°
|
Угол склонения, град.
|
0°
|
Масса в боевом положении, кг
|
254436
|
Масса фугасного снаряда, кг
|
1134
|
Начальная скорость снаряда, м/с
|
573
|
Наибольшая дальность стрельбы, м
|
20400
|
|
|
 |
 |
 |
|
Разработку железнодорожной артиллерийской установки с мощной 457-мм (18-дюймовой) гаубицей фирма Elswick Ordnance Со. начала довольно поздно — в 1917 году, хотя острую потребность в таких орудиях британская армия ощущала уже в 1915 г. Причина задержки была простой — у англичан не было подходящих орудий такого калибра, а разработка нового потребовала определенного времени. Как бы то ни было, в 1918 г. все проектные работы были завершены, и конструкторская документация поступила в производственные цеха все той же фирмы Elswick Ordnance Co.
Работы по изготовлению первых двух установок велись весьма интенсивно, но с окончанием войны интерес к ним значительно упал, так что к 1920 г. были готовы лишь стволы гаубиц с затворами и один станок. Они хранились на складах до 1926 г., когда вследствие списания 355-мм пушек железнодорожных артиллерийских установок на транспортерах Мк1 (14") появилась возможность смонтировать ствол гаубицы и станок на одном из «освободившихся» транспортеров. Примечательно, что монтаж 457-мм ствола гаубицы на транспортер 355-мм пушки не вызвал никаких проблем, так как гаубица была спроектирована с учетом того, что для нее будет изготовлен такой же транспортер, что и для 355-мм пушки. Впрочем, такое решение имело и свой минус: обеспечиваемый подъемным механизмом наибольший угол возвышения составлял +40°, что для гаубицы было явно недостаточно.
Ствол гаубицы имел необычайно большую длину — 36 калибров. Длина нарезной части ствола составляла 30,2 калибра. Гаубица имела поршневой затвор, ее масса равнялась 87074 кг.
Гаубица стреляла фугасными снарядами массой 1134,0 кг (для сравнения — масса боеголовки германской ракеты V-2 составляла 1000 кг). При начальной скорости 573 м/с дальность стрельбы достигала 20 400 м. Имеются также сведения о создании в 1944 г. к гаубице бетонобойного снаряда массой 1238,4 кг.
За созданной таким образом гаубичной железнодорожной артиллерийской установкой было сохранено название, первоначально принадлежавшее 355-мм пушечной установке — Boche-Buster, что в вольном переводе означает «Уничтожитель свинских собак» (под «свинскими собаками — бошами в британской пропаганде времен Первой мировой войны понимались немцы).
В 20-х и 30-х годах прошлого века это название было не вполне политкорректным, однако с началом Второй мировой войны оно вновь стало актуальным. Впрочем, введенной в состав береговой обороны Англии установке под этим названием так и не довелось пострелять по германским войскам — дальность ее огня не перекрывала ширину пролива между Англией и континентом, а планировавшееся вторжение немцев так и не состоялось.
В 1943 г. гаубичную железнодорожную установку Boche-Buster включили в состав полка сверхтяжелой железнодорожной артиллерии, предназначенного для действий на территории Западной Европы после высадки там войск союзников.
Однако железнодорожная сеть Западной Европы оказалась настолько основательно разрушенной авиацией союзников и партизанами, что от использования железнодорожной артиллерии пришлось отказаться, а полк так и не принял участие в боевых действиях.
В 1945 г. его расформировали, а материальную часть списали на металлолом.