400-мм пушка М 1915/16 на железнодорожном транспортере
Франция 

  400-мм железнодорожная пушка М 1915/16  
 
400-мм пушка М 1915/16 на железнодорожном транспортере
 
 
Тактико-технические характеристики
М 1915/16
  Калибр, мм
  400
  Длина ствола, калибров
  26,6
  Наибольший угол возвышения, град.
  +65°
  Угол горизонтального наведения, град.
  12°
  Масса в боевом положении, кг
  173000
  Масса фугасного снаряда, кг
  641
  Начальная скорость снаряда, м/с
  530
  Наибольшая дальность стрельбы, м
  16000
 

   При всем многообразии железнодорожных артиллерийских установок, созданных французскими фирмами в годы Первой мировой войны, наибольшую известность получили все же установки фирмы St. Chamond с 400-мм гаубицей М 1915/16.
    Это объясняется не только необычно большим калибром орудия установки, но и весьма высокой эффективностью ее стрельбы: уже при первом боевом использовании установки 21—23 октября 1916 г. достаточно было двух попаданий в занятый германскими войсками форт «Douaumont» у Вердена чтобы немцы начали отступление на всем близлежащем участке фронта. Достойны упоминания также достаточно высокие темпы разработки установки.

    Генерал Жоффр обратился в Военное министерство с докладом о необходимости создания крупнокалиберных гаубиц 10 июня 1915 г., и уже через год первая железнодорожная установка с 400-мм гаубицей поступила на вооружение французской армии.
    Ствол гаубицы, которой была вооружена установка, был получен за счет уменьшения длины и рассверливания ствола старой 340-мм морской пушки М 1887. В варианте гаубицы ствол имел длину 26,6 калибров, длина нарезной части канала ствола составляла 22,1 калибр.

  400-мм железнодорожная пушка М 1915/16  
 
Схема 400-мм пушка М 1915/16 в боевом положении
 

    Затвор был поршневым, масса орудия равнялась 47 500 кг. Гаубица могла стрелять так называемыми «легкими» фугасными снарядами массой 641,0—652,0 кг, содержавших от 180,2 до 176,0 кг взрывчатых веществ соответственно. При начальной скорости примерно 530 м/с дальность стрельбы достигала 16 000 м. При использовании фугасных снарядов тяжелого типа дальность стрельбы не превышала 16 000 м, однако это уменьшение дальности стрельбы с лихвой компенсировалось огромной массой фугасных снарядов — от 890 до 900 кг. В связи с тем, что живучесть ствола гаубицы была относительно невелика, предусматривали впоследствии рассверлить канал ствола до 415 мм. Спроектированный для гаубицы железнодорожный транспортер относился к типу «лафет с люлькой». Люлька, в которой закрепили ствол, обеспечивала его откат по оси канала.
    Люлька была смонтирована таким образом, что обеспечивалось наведение орудия в горизонтальной плоскости в диапазоне 12°.
    Для гашения огромной энергии отдачи орудие снабдили двумя мощными гидравлическими тормозами отката, а для возврата ствола в исходное положение использовали пневматический накатник. Станок имел подъемный механизм, который позволял наводить орудие в вертикальной плоскости с углами возвышения от +40° до +60°.
    Приводы подъемного и поворотного механизмов были ручными.
    Железнодорожный транспортер имел традиционную конструкцию с главной балкой, образованной двумя продольными балками, соединенными поперечными связями.
    Главная балка опиралась на две железнодорожные тележки — шестиосную переднюю и трехосную заднюю. Со стороны казенной части орудия на главной балке смонтировали подъемный кран, подававший боеприпасы из вагона-погреба на подготовительный пост, откуда по наклонному желобу под действием силы тяжести снаряд и полузаряды перемещались в зарядную камору ствола, переведенного предварительно в положение для заряжания с углом склонения -8°.
    Подготовка огневой позиции для 400-мм железнодорожной артиллерийской установки массой 137 000кг обычно занимала два дня.

  400-мм железнодорожная пушка М 1915/16  
 
400-мм пушка М 1915/16 использовалась Вермахтом на восточном фронте
 


    Предварительно параллельно основной железнодорожной ветке строился узкоколейный путь для вспомогательного крана грузоподъемностью 4000 кг.
    С помощью крана на железнодорожный путь укладывали подушки для передней и задней опор транспортера. Затем в грунт вкапывались деревянные щиты, которые вместе с выносными наклонными опорами транспортера воспринимали нагрузки, возникающие вследствие отдачи орудия после выстрела. Под местом расположения казенной части орудия выкапывался ровик с тем, чтобы предотвратить соударение казенной части с грунтом.

    Для того чтобы установку можно было подать на огневую позицию, над ровиком временно монтировали две 4,45-м стальные балки с рельсами. После подачи установки на огневую позицию требовалось примерно 30 минут для того, чтобы привести ее в положение готовности к стрельбе: опустить опоры в передней и задней частях транспортера, убрать стальные балки над ровиком и установить выносные наклонные опоры. Покинуть огневую позицию установка могла гораздо быстрее. Например, при обстреле огневой позиции противником установка могла быть отведена в безопасное место в течение 5 минут.
    До окончания Первой мировой войны фирма St. Chamond выпустила 8 400-мм железнодорожных артиллерийских установок, еще 2 установки были собраны по окончании войны. Все они состояли на вооружении французской армии вплоть до начала Второй мировой войны.
    В 1940 г. восемь установок поступили на вооружение Вермахта под обозначением 40 см Haubitze (Е) 752 (f).
    Использовались на Восточном фронте (под Ленинградом) в составе железнодорожных батарей 693 (Е) и 696(E).


 
Смотрите на нашем сайте:
 
 
 
Copyright © 2009-2019 Большая военная энциклопедия.