355-мм морская пушка Mk IV Mod. 1 на железнодорожном транспортере Мk I |
США 
|
|
 |
 |
 |
|
Тактико-технические характеристики
|
Mk IV Mod. 1
|
Калибр, мм
|
355,6
|
Длина ствола, калибров
|
54,1
|
Наибольший угол возвышения, град.
|
+15/+45°
|
Угол горизонтального наведения, град.
|
5°
|
Угол склонения, град.
|
0°
|
Масса в походном положении, кг
|
243819
|
Масса фугасного снаряда, кг
|
544,3
|
Начальная скорость снаряда, м/с
|
859
|
Наибольшая дальность стрельбы, м
|
36580
|
|
|
 |
 |
 |
|
Склонность американцев выпускать артиллерийские железнодорожные установки огромными сериями проявилась и при производстве 355-мм (14 дюймовых) установок — в годы Первой мировой войны американские фирмы поставили вооруженным силам США 11 установок калибром 355-мм, из которых 5 единиц успешно приняли участие в боевых действиях во Франции.
На установках монтировались новейшие 355-мм морские пушки Mk IV Mod. 1, выпускавшиеся для строящихся в то время линейных кораблей типа New Mexico и Tennessee. Длина ствола этих пушек составляла 54,5 калибра, длина нарезной части ствола — 43,4 калибра, пушка была снабжена поршневым затвором, ее масса достигала 81821 кг.
К пушке выпускались фугасные снаряды массой 544,3 кг, а также бронебойно-фугасные снаряды массой 635,0 кг. При наибольшем возвышении орудия (+45°) и при использовании полного заряда начальная скорость фугасного снаряда составляла 859 м/с, дальность стрельбы достигала 36 580 м. Бронебойно-фугасный снаряд при тех же условиях развивал начальную скорость 853 м/с и мог поразить цель дальности до 38 400 м.
Впрочем, ведение стрельбы с углом возвышения +45° допускалось лишь со специально подготовленной позиции. Стрельба с рельсового пути была возможна с углом возвышения орудия до +15°, что существенно ограничивало дальность стрельбы.
В связи с тем, что сухопутные войска США не располагали личным составом, обученным боевому применению орудий Mk IV Mod 1, расчеты установок с самого начала их производства планировали комплектовать моряками, прошедшими обучение в тренировочных центрах флота. Это обстоятельство было учтено конструкторами при проектировании железнодорожного транспортера — его снабдили броневой защитой, закрывавшей механизмы пушки и расчет со всех сторон наподобие корабельной башни. Толщина брони составляла 6,35 мм и обеспечивала защиту от пуль и осколков артиллерийских снарядов.
По замыслу конструкторов, это должно было создать у моряков-железнодорожников ощущение, что они находятся в привычной для себя обстановке на корабле. Вследствие этого транспортер получил название «морской». Примечательно, что моряками были укомплектованы расчеты только первых пяти установок, а остальные имели расчеты из армейских артиллеристов, оказавшихся таким образом в весьма непривычной для себя флотской обстановке.
Кроме броневой защиты конструкция железнодорожного транспортера и установки в целом была достаточно традиционна. Стальная главная балка посредством двух балансиров опиралась на четыре трехосные железнодорожные тележки. Смонтированный на транспортере станок, в котором устанавливали пушки, был снабжен одним мощным гидравлическим тормозом отката и четырьмя пружинными накатниками.
Подъемный механизм позволял наводить орудие в вертикальной плоскости в диапазоне углов от 0° до +45°. При этом в диапазоне углов от +10° до +15° стрельба могла вестись с рельс с наведением орудия в горизонтальной плоскости посредством перемещения всей установки по криволинейным участкам железнодорожного пути. Корректировку горизонтальной наводки можно было осуществлять с помощью специального винтового механизма, имевшегося на заднем балансире. Поскольку после каждого выстрела установка откатывалась назад на 9—12 метров, передней части транспортера находилась лебедка, позволявшая возвращать установку в исходное положение.
Для стрельбы при больших углах возвышения требовалось провести весьма обширные подготовительные работы: в зоне размещения казенной части орудия выкопать ровик глубиной 2,7 м и длиной до 8 м, в определенных местах рельсового пути уложить многочисленные опоры и поперечные деревянные балки, подать установку на огневую позицию и опустить главную балку на подготовленные опоры, предварительно выкатив из-под нее железнодорожные тележки.
Для подачи боеприпасов под крышей установки был закреплен направляющий рельс, на котором подвешивались тележки с лотками для снарядов и зарядов.
По окончании Первой мировой войны пять использовавшихся в боевых действиях во Франции установок были возвращены в США, где наряду с произведенными уже в мирное время шестью установками того же типа поступили на вооружение береговой артиллерии США.