305-мм пушка Mk9W на железнодорожном транспортере Mk1 (12")
Великобритания

  305-мм железнодорожная пушка Mk9W  
 
Тактико-технические характеристики
305-мм пушка Mk9W
  Калибр, мм
  304,8
  Длина ствола, калибров
  41,4
  Наибольший угол возвышения, град.
  +30°
  Угол горизонтального наведения, град.
  2°
  Угол склонения, град.
  0°
  Масса в боевом положении, кг
  152000
  Масса в походном положении, кг
  15200
  Масса фугасного снаряда, кг
  358,6
  Начальная скорость снаряда, м/с
  796
  Наибольшая дальность стрельбы, м
  25800
 

   Наряду 305-мм (12-дюймовыми) гаубичными железнодорожными артиллерийскими установками на вооружение британской армии с 1915 г. поступали и железнодорожные артиллерийские установки, вооруженные 305-мм морскими пушками. Первые две такие установки изготовила фирма Vickers-Armstrong Ltd. Они имели традиционную конструкцию: на железнодорожном транспортере на штатном станке была установлена 305-мм пушка Mk9W. Пушки Mk9W изыскало на своих складах британское адмиралтейство — в 1906 г. их изготовили в качестве запасных для линейных кораблей типа «Canopus». Таких линкоров было построено 19 единиц, поэтому орудия для них изготавливали 4 фирмы.

Орудия каждой фирмы имели в обозначении определенную букву, например буква «W» в обозначении Mk9W указывает, что орудие было изготовлено фирмой Woolwich Arsenal. Оно имело длину 41,4 калибра, длина нарезной части ствола составляла 32,2 калибра, запирание канала ствола осуществлялось поршневым затвором. Масса пушки составляла 50 802 кг, что потребовало разработать для нее специальный железнодорожный транспортер. Как и другие транспортеры того времени, транспортер фирмы Vickers-Armstrong Ltd. в основном состоял из главной балки, опиравшейся через балансиры на четыре многоосные железнодорожные тележки. Главная балка включала две продольные несущие конструкции, соединенные поперечными связями. Все соединения деталей выполнялись обычным для того времени способом — клепкой. Для уменьшения массы металлоконструкций в них были выполнены многочисленные вырезы. Спереди транспортер имел две четырехосные тележки, а сзади — две трехосные тележки. Таким образом, масса установки, составлявшая 152000 кг, распределялась на 14 осей, что исключало перегрузку ходовой части транспорта.

  305-мм пушка Mk9W  
 
Усовершенствованный вариант 305-мм пушки Mk9W на железнодорожном транспортере Mk1 (12")
 

   Особенностью транспортера было то, что задний балансир был снабжен винтовым механизмом, позволявшим поворачивать главную балку транспортера на 1° в обе стороны относительно вертикальной оси, проходившей через центр опоры переднего балансира. Таким образом обеспечивалась возможность корректировки горизонтальной наводки орудия. В основном же горизонтальную наводку выполняли перемещением всей установки по криволинейным участкам железнодорожного пути, так как станок пушки был жестко закреплен на орудийной платформе транспортера. Станок имел подъемный механизм с ручным приводом, позволявший наводить орудие в вертикальной плоскости в диапазоне углов от 0° до +30°.
    Противооткатные устройства включали два гидравлических тормоза отката и два пружинных накатника. Кроме тормозов отката для гашения энергии отката на установке использовались лишь тормоза, смонтированные на всех осях тележек. По этой причине после каждого выстрела она откатывалась на 9—12 метров назад.
    Первую установку в исходное положение можно было вернуть только с помощь локомотива, вторую установку для этой цели снабдили лебедкой. Трос от лебедки крепился с помощью якоря к рельсовому пути и расчет установки вручную перекатывал установку вперед в исходное положение.

    Пушка Mk9W стреляла фугасными снарядами массой 385,6 кг. При начальной скорости 796 м/с дальность стрельбы составляла 25 800 м. Подача боеприпасов осуществлялась из двух состыкованных к кормовой части установки вагонов-погребов — снарядного и зарядного. Снаряд подавался с помощью ручной тали, заряд переносили номера расчета вручную. После завершения процесса заряжания орудия оба вагона отгонялись от установки назад на безопасное расстояние, а после выстрела вновь стыковались с ней.
Следует отметить, что при создании установок конструкторы думали о чем угодно, только не о внешнем дизайне своих изделий. Поэтому в выпускавшихся в годы Первой мировой войны справочниках они нередко отмечались как самые безобразные железнодорожные артиллерийские установки в мире. Впрочем, это не мешало им успешно громить позиции германских войск на всю глубину их обороны.


 
Смотрите на нашем сайте:
 
 
 
Copyright © 2009-2019 Большая военная энциклопедия.