240-мм пушка М 1884/17 на железнодорожном транспортере |
Франция 
|
|
 |
 |
 |
|
Тактико-технические характеристики
|
М 1884/17
|
Калибр, мм
|
240
|
Длина ствола, калибров
|
27,9
|
Наибольший угол возвышения, град.
|
+38°
|
Угол горизонтального наведения, град.
|
360°
|
Угол склонения град.
|
-3°
|
Масса в боевом положении, кг
|
90000
|
Масса фугасного снаряда, кг
|
140
|
Начальная скорость снаряда, м/с
|
614
|
Наибольшая дальность стрельбы, м
|
17300
|
|
|
 |
 |
 |
|
Железнодорожные транспортеры, выпускавшиеся фирмой Schneider под 155—194 мм пушки береговой артиллерии, в сущности представляли собой лишь импровизацию на базе стандартных железнодорожных платформ. Для орудий большего калибра необходимо было проектировать специальные транспортеры. При этом дополнительные трудности заключались в том, что для создания железнодорожных артиллерийских установок французское командование изымало из огневых сооружений береговой обороны первые попавшиеся под руку пушки, не особенно обращая внимание на различия в их конструкции.
Так уже первые две железнодорожные артиллерийские установки, выпущенные фирмой Batignolles под общим обозначением «240-мм пушка М 1884/17 на железнодорожном транспортере» имели разные пушки: М 1884 и М 17. Первая пушка была чугунной со стальной нарезной внутренней трубой и несколькими скрепляющими кольцами. Длина ствола пушки составляла 27,9 калибров, длина нарезной части ствола — 20,7 калибров. Масса ствола составляла 13 980 кг, запирание канала ствола производилось поршневым затвором. Стрельба велась фугасными снарядами массой 140 кг. При начальной скорости 614 м/с, дальность стрельбы этими снарядами составляла 17 300 м. В ходе войны к пушке были приняты также фугасные снаряды с увеличенной до 159 кг массой, их начальная скорость составляла 526 м/с, дальность стрельбы — 14000 м.
Вторая железнодорожная артиллерийская установка была вооружена вновь разработанным береговым орудием М 17. Она имела стальной нарезной ствол длиной 28,5 калибров (длина нарезной части ствола — 22,3 калибра), масса ствола не превышала 14 ООО кг. Пушка М 17 стреляла теми же фугасными снарядами, что и пушка М 1884. При этом дальность стрельбы легким фугасным снарядом составляла 18000 м (начальная скорость 640 м/с).
Для упрощения производства железнодорожных установок фирма Batignolles в максимальной степени унифицировала конструкции лафетов пушек и железнодорожных транспортеров. Были использованы лафеты М 1888, разработанные для орудий береговой артиллерии. Лафет состоял из верхнего и нижнего станков. При выстреле верхний станок смещался назад-вверх по наклонной поверхности нижнего станка, гася при этом часть энергии отката, а остальная часть этой энергии воспринималась гидравлическим тормозом отката.
Накат производился под действием силы тяжести. Для обеспечения кругового обстрела лафет установили на поворотную раму, опирающиеся с помощью роликов на раму основания. Для вертикального и горизонтального наведения использовались ручные приводы, наибольший угол возвышения составлял 38°, угол склонения — 3°.
Со стороны казенной части орудия поворотная рама имела площадку, на которую из погреба, смонтированного в кормовой части транспортера, подавались снаряды и заряды.
Железнодорожный транспортер представлял собой специально разработанную железнодорожную платформу с двумя трехосными тележками. Для обеспечения устойчивости транспортера при стрельбе его снабдили восемью захватами (по 4 с каждой стороны), с помощью которых он жестко соединялся с рельсами. Кроме того, с каждой стороны были смонтированы по 2 выносные опоры с винтовыми домкратами и опорными щитами из деревянных брусьев. В немалой степени устойчивость транспортера при стрельбе обеспечивалась и его достаточно большой массой — около 90000 кг.
Следует также отметить, что для перевода установки из походного положения в боевое требовалось только 10 минут.
Оба варианта 240-мм железнодорожной артиллерийской установки находились в производстве до конца Первой мировой войны. К началу Второй мировой французская армия располагали 8 такими установками.