234-мм пушка Mk10 на железнодорожном транспортере Mk2
Великобритания

  234-мм пушка Mk10 на железнодорожном транспортере Mk2 фото  
 
Тактико-технические характеристики
234-мм пушка Mk10
  Калибр, мм
  233,7
  Длина ствола, калибров
  48,1
  Наибольший угол возвышения, град.
  30°
  Угол горизонтального наведения, град.
  360°
  Масса в боевом положении, кг
  92054
  Масса в походном положении, кг
  92054
  Масса фугасного снаряда, кг
  172,4
  Начальная скорость снаряда, м/с
  823
  Наибольшая дальность стрельбы, м
  18200
 

   Железнодорожные артиллерийские установки с 234-мм пушками МкЗ, Мк4 и Мк6 на транспортерах Мк1, Мк1 А и Мк2 в сущности представляли собой импровизированные системы, предназначенные для срочного удовлетворения потребности в тяжелой артиллерии. Запустив эти установки в серийное производство, конструкторы фирмы Elswick Ordnance Co. принялись за разработку более совершенной железнодорожной артиллерийской установки с 234-мм пушкой Mk10.

    Спроектированный ими транспортер по конструкции был близок к транспортеру Мк2 и имел такое же обозначение. Его отличительной особенностью были гидравлические домкраты на обеих двух- или трехосных железнодорожных тележках, с помощью которых продольные несущие конструкции транспортера могли быть опущены на рельсы для обеспечения большей устойчивости при стрельбе. А для противодействия откату при стрельбе вдоль железнодорожного пути в передней части транспортера имелись приспособления для крепления 2 стальных тросов, соединенных с анкерами, закапываемыми в грунт на глубину 1,8 м.
    Кроме того, по обе стороны транспортера смонтировали по две откидные опоры с широкими лопатообразными сошниками.
    Таким образом, были созданы необходимые условия для использования на железнодорожной установке станка с центральным штырем, обеспечивающим круговой обстрел.
    Откат верхней рамы в этом станке также происходил назад-вверх вдоль наклонных поверхностей нижней рамы, при этом для гашения энергии отката использовались гидравлические тормоза отката, а накат обеспечивался действием силы тяжести и пружинным накатником.
    Нижняя рама станка была поворотной, опиралась на 35 конических роликов, а осью вращения рамы был скрепленный с рамой штырь. Штыревое основание смонтировали посередине орудийной площадки транспортера. Его верхняя поверхность имела дорожку для качения конических роликов, а на боковой поверхности смонтировали зубчатый венец, предназначенный для взаимодействия с зубчатой шестерней поворотного механизма. Подъемный механизм состоял из системы шестерен, связанных с зубчатой дугой. Он позволял наводить орудие в диапазоне углов возвышения от 0° до +30°.
    На станке устанавливалась 234-мм (9,2-дюймовая) пушка Мк10, конструкция которой была в принципе аналогична конструкции пушек МкЗ, Мк4 и Мк6.

  234-мм пушка Mk10 на железнодорожном транспортере Mk2 схема  
 
Схема 234-мм пушка Mk10 на железнодорожном транспортере Mk2
 

    Она имела ствол длиной 48,1 калибра, длина нарезной части ствола составляла 38,5 калибра. Пушка была снабжена поршневым затвором, ее масса достигала 28 310 кг.
    Как и другие 234-мм пушки железнодорожных артиллерийских установок, пушка Мк10 стреляла фугасными снарядами массой 172,4 кг, но благодаря большей длине ствола начальная скорость снаряда составляла 823 м/с, а максимальная дальность стрельбы при наибольшем угле возвышения +30° достигала 1900 м.
    Для подачи боеприпасов во время стрельбы на нижней поворотной раме станка смонтировали подготовительную платформу, на которую с помощью крана загружали из вагона-погреба сразу 8 снарядов и соответствующее число полузарядов. Для заряжания орудия использовался специальный кран, установленный на поворотной раме.

    Следует отметить, что вместо пушки Мк10 на станке транспортера устанавливались также 234-мм пушки других модификаций с примерно аналогичными баллистическими характеристиками. В частности, по имеющимся сведениям, выпущены две железнодорожные артиллерийские установки с 234-мм пушками Мк10Т, изготовленными фирмой Vickers для береговой обороны Австралии.
    Британская армия получила также четыре аналогичные железнодорожные артиллерийские установки с 234-мм пушками Мк14. Эти пушки имели ствол длиной 46,4 калибра и уменьшенную до 27 400 кг массу. Стрельба из них велась все теми же фугасными снарядами массой 172,4 кг.


 
Смотрите на нашем сайте:
 
 
 
Copyright © 2009-2019 Большая военная энциклопедия.