194-мм пушка М 1870/93 на железнодорожном транспортере |
Франция
|
|
|
|
|
|
Тактико-технические характеристики
|
М 1870/93
|
Калибр, мм
|
194,4
|
Длина ствола, калибров
|
30,3
|
Наибольший угол возвышения, град.
|
+40°
|
Угол горизонтального наведения, град.
|
360°
|
Угол склонения, град
|
0°
|
Масса фугасного снаряда, кг
|
83,0
|
Начальная скорость снаряда, м/с
|
640
|
Наибольшая дальность стрельбы, м
|
18300
|
|
|
|
|
|
|
Разработанный в 1914 г. железнодорожный транспортер фирма Schneider использовала и для создания железнодорожной артиллерийской установки с 194-мм пушкой М 1870/93. Эта пушка первоначально использовалась в системе береговой обороны. Ее длина составляла всего 30,3 калибра, в то время как масса превышала 10 т. Баллистические характеристики пушки были относительно невысокими: фугасные снаряды массой 80,5—85,3 кг с начальной скоростью 555—640 м/с могли поражать цели на дальности не более 12000 — 13800 м.
Лишь после введения гранаты с баллистическим наконечником массой 83,0 кг и с начальной скоростью 640 м/с дальность стрельбы увеличилась до 18 300 м.
Для установки пушки на железнодорожном транспортере использовали разработанный для береговой артиллерии лафет М 1886, состоявшей из верхнего и нижнего станков и гидравлического тормоза отката.
Возникавшая при выстреле энергия отката гасилась перемещением верхнего станка вверх—назад по наклонной поверхности нижнего станка, а также упомянутым выше тормозом отката, накат происходил под действием силы тяжести.
Для наведения в вертикальной плоскости пушка имела подъемный механизм с зубчатым сектором. Наибольший угол возвышения составлял 40°.
Стрельба из пушки могла вестись в любом направлении. Для этого нижний станок установили на стальной раме, которая на роликах могла вращаться на чугунном основании, смонтированном на транспортере.
Наведение в горизонтальной плоскости осуществлялось с помощью поворотного механизма, включавшего зубчатый венец на чугунном основании и шестерню на стальной поворотной раме. Приводы вертикальной и горизонтальной наводки были ручными. Особенностью рассматриваемой железнодорожной артиллерийской установки было наличие у пушки щитового прикрытия в виде просторной бронированной башни.
По обе стороны от башни размещались бронированные погреба для боеприпасов, причем для подачи снарядов и зарядов в башню последнюю необходимо было развернуть вдоль продольной оси транспортера, так чтобы приемный люк в кормовой части башни расположился напротив соответствующего люка в погребе.
Это весьма усложняло процесс заряжания пушки и снижало ее скорострельность. Тем не менее французские артиллеристы сочли железнодорожную установку с 194-мм М 1870/93 достаточно удачной и заказали фирме Schneider большую партию таких установок. Уже в марте 1915 г. позиции германских войск обстреливали 12 установок этого типа, а поскольку серийное производство их продолжалось в течение всей войны и даже в послевоенные годы, то к 1940 г. французская армия располагала огромным парком из 32 194-мм пушек на железнодорожных транспортерах.
После разгрома Франции в результате «блицкрига» большинство установок были захвачены германскими войсками и под обозначением 19,4 см Капопе (Е) 486 (f) или 93 (f) использовались в системе береговой обороны. При этом с некоторых установок орудия были демонтированы и размещены на стационарных огневых позициях.