164-мм пушки М1893, М1893/96 и М1893/96М железнодорожном транспортере |
Франция 
|
|
 |
 |
 |
|
Тактико-технические характеристики
|
М1893/96
|
Калибр, мм
|
164,7
|
Длина ствола, калибров
|
47
|
Наибольший угол возвышения, град.
|
+40°
|
Угол горизонтального наведения, град.
|
360°
|
Масса в походном положении, кг
|
60000
|
Масса фугасного снаряда, кг
|
50,5
|
Наибольшая дальность стрельбы, м
|
18000
|
|
|
 |
 |
 |
|
Удачный опыт установки 155-мм пушки М 1877 на железнодорожный транспортер сделал возможным создание целой серии железнодорожных артиллерийских установок с морскими орудиями калибром 164 мм. Уже в 1915 г. фирмой Schneider были изготовлены пять железнодорожных артиллерийских установок, вооруженных 164-мм орудиями М 1893. Эти орудия были изготовлены в середине 90-х годов XIX века для так называемого «защищенного» крейсера, проект которого так и не был реализован. На флоте орудие имело обозначение L 45, при этом использованная в обозначении цифр «45» означала длину нарезной части ствола в калибрах, масса ствола составляла 7,0 т.
В боекомплект пушки входили осколочно-фугасные снаряды массой 50,5 кг, при начальной скорости 775 м/с дальность стрельбы составляла 18 000 м. Бронебойный снаряд весил 52,6 кг, его начальная скорость достигала 770 м/с, дальность стрельбы — 15 400 м.
Конструкция железнодорожных транспортеров, на которых устанавливались пушки, в целом была аналогична транспортеру для 155-мм пушки. В то же время по обе стороны железнодорожной платформы смонтировали две площадки, которые в походном положении откидывались вверх, а в боевом положении располагались заподлицо с настилом платформы.
Благодаря этому находящийся на платформе расчет орудия мог обслуживать его при любом направлении стрельбы.
Другим новшеством стало устройство на обоих концах транспортера бронированных погребов для снарядов и зарядов.
Боеприпасы подавались к орудию двумя номерами расчета с помощью тележки. Это позволяло несколько повысить скорострельность, но ограничивало угол обстрела вдоль оси транспортера: орудие нельзя было опустить ниже чем на +10°. Станок орудия, также предназначавшихся ранее для «защищенного» крейсера, позволял вести стрельбу с углом возвышения до +40°. Для защиты расчета от осколков снарядов на станке монтировалось щитовое прикрытие.
Были приняты также дополнительные меры для повышения устойчивости орудия при стрельбе. С помощью двух винтовых домкратов с каждого конца транспортера на рельсы опускались две стальные балки, которые с помощью специальных цанговых захватов закреплялись на рельсах. Как и в 155-мм железнодорожной установке, использовались также и выносные опоры с винтовыми домкратами и опорными плитами.
В 1917 г. французская железнодорожная артиллерия получила еще четыре железнодорожных артиллерийских установки со 164-мм орудием М 1893/96 и М 1893/96 М. Эти орудия отличались от М 1893 только конструкцией ствола, так что вносить какие-либо изменения в конструкцию железнодорожного транспортера на было необходимости.