Легкий гусеничный транспортер-амфибия Studebaker M29C «Weasel»


Легкий гусеничный транспортер Studebaker M29 «Weasel»
Легкий гусеничный транспортер Studebaker M29 «Weasel» (сухопутный вариант)

В нашей стране фирма «Студебекер» больше известна своими грузовиками поставлявшимися Советскому Союзу по ленд-лизу, но эта фирма выпускала не только полноприводные грузовики.
Самым интересным образцом армейской техники, выпускавшейся фирмой, стал плавающий транспортер M29 «Weasel» («Ласка»), названный в честь маленького зверька, обитающего в северных широтах.


Идея разработки транспортера принадлежит британскому инженеру Джеффри Пайку (Geoffrey Pyke). Толчком для разработки проекта стала неудачная операция британских войск в Норвегии. По результатам операции стало ясно, что у британской армии нет подходящей техники для действий в условиях сильного бездорожья, глубокого снега и болот. Изначально Пайк планировал создать легкую бронемашину для групп британских коммандос из состава 1st Special Service Force, которым предстояло действовать в зимних условиях. Подобные транспортные средства должны были доставлять десантников к месту операции по любому грунту, включая рыхлый снег, где обычные автомобили нельзя было использовать. Помимо прочего, такого рода машина должна была обладать технологичной конструкцией и высокими эксплуатационными качествами.
У Пайка был готов проект бронированного гусеничного снегохода, он был одобрен высшими армейскими чинами, но предприятия Британии были перегружены армейскими заказами и никто не брался за реализацию этого проекта.


Опытный образец Т15 (двухместный)
Опытный образец Т15 (двухместный)

Пайку пришлось отправиться в США и предложить проект своего транспортера фирме «Studebaker». Совместно с инженерами «Studebaker» Пайк построил несколько опытных образцов. Они получили обозначение Т15. Зимой 1943-44 года транспортер прошел полный цикл испытании. Он легко перевозил преодолевал рыхлый снег, грязь, заболоченную местность. Вскоре транспортер Пайка под обозначением M29 «Weasel» был принят на вооружение армии США.
М29 имел коробчатый открытый сверху корпус (от бронированного корпуса по ходу реализации проекта решено было отказаться) с широкими над-гусеничными нишами. Двигатель устанавливался в передней части корпуса. Место водителя размещалось впереди слева. Сзади размещались три солдата в полной экипировке на отдельных сиденьях либо укладывался груз. Машина имела откидывающееся вперед лобовое стекло (со стеклоочистителем перед местом водителя) и съемный брезентовый тент на скобах.
Карбюраторный 6-цилиндровый двигатель, взятый от популярного малолитражного автомобиля «Студебекер Чэмпион» мощностью 70 л. с. развивал скорость до 58 км/ч. Механическая трансмиссия «Уорнер» T84J обеспечивала 3 скорости хода вперед, 1 назад, механизмом поворота служил дифференциал. Вращение от двигателя передавалось на коробку передач через карданный вал, проходящий по оси корпуса.


Легкий гусеничный транспортер Studebaker M29С «Water Weasel» (амфибия)
Легкий гусеничный транспортер Studebaker M29С «Water Weasel» (амфибия)

Ходовая часть М29 включала 8 сдвоенных обрезиненных опорных катков, сблокированных попарно на качающихся балансирах, каждая тележка подвешивалась на поперечном рычаге и листовой рессоре. Верхняя ветвь гусеницы проходила по двум поддерживающим роликам и имела наклон вперед. Ведущее колесо — заднего расположения, приподнято над грунтом больше, чем направляющее. Гусеница — бесшарнирная, ленточная, гребневого зацепления, с развитыми грунтозацепами на стальных «башмаках»-поперечинах. Так же на транспортер предусматривалась установка различного вооружения, вплоть до 75-мм и 106-мм безоткатных орудий и даже огнеметов.
Хоть транспортер M29 и обладал определенной плавучестью, но пересекать крупные реки, а тем более высаживаться с десантных судов в море, он не мог. Поэтому на базе основного транспортера был создан амфибийный вариант, получивший обозначение M29C «Water Weasel».
Комплект обеспечения плавучести для M29C «Water Weasel» напоминал японский плавающий танк «Ка-ми» — в носовой и кормовой части корпуса крепились съемные жесткие понтоны, повышавшие запас плавучести машины, ее остойчивость и придававшие корпусу обводы по типу корабельных. Движение на плаву осуществлялось за счет перемотки гусениц, причем верхняя ветвь гусеницы закрывалась гидродинамическим кожухом. Для управления на плаву в корме монтировались два подъемных руля (подъем рулей выполнялся для облегчения выхода на берег и движения по суше). Впереди имелся подъемный волноотбойный щиток.


Комплект обеспечения плавучести для M29C «Water Weasel»
Комплект обеспечения плавучести для M29C «Water Weasel»

Управление движением на суше водитель осуществлял с помощью рычагов, на плаву — с помощью румпеля, связанного с рулями. Управление рычагами было настолько просто, что водитель мог осуществлять его с помощью пары тросов, двигаясь позади машины (что соответствовало идее Пайка «мотобуксира для лыжника», но было не слишком практично).
Британцы от планов использования вездехода в Норвегии скоро отказались. Зато в ходе боевых действий 1944–1945 годов в Европе и на островах Тихого океана их активно использовали для подвоза боеприпасов и других грузов снабжения по труднопроходимой местности. Впервые в заметном количестве «Weasel» появляются на Иводзиме в феврале 1945 года. Небольшие подвижные вездеходы грузоподъемностью 700–900 кг, проходившие даже по болоту, заслужили признание войск. Их использовали также в качестве тягачей полевых орудий и санитарно-эвакуационных машин.
М29С «Weasel» нашли применение и в разведывательных дозорах — например, в апреле 1945 года разведка 63-й пехотной дивизии использовала М29С совместно с бронемашинами М20 у реки Кохер в Германии. Во время поспешного отступления союзников в Арденнах «Weasel» проделали немалую работу по эвакуации раненых в сложных погодных условиях. ВВС использовали М29С «Weasel» для поиска и спасения экипажей самолетов.


Studebaker M29С «Water Weasel» во Вьетнаме, вооружен пулеметом M1919А4
Studebaker M29С «Water Weasel» во Вьетнаме, вооружен пулеметом M1919А4

После войны часть М29 и М29С «Weasel» передали союзникам США — в частности, их использовали во французской армии с 1947 по 1962 год, во французском экспедиционном корпусе во время Вьетнамской войны (где он получил прозвище «Crabe»), а затем во время войны в Алжире.


В самих США «Weasel» продолжали «военную службу» до 1960-х годов, после чего их также ждала не менее долгая гражданская служба в различных регионах. Некоторые из этих транспортеров в версии M29C закончили свою карьеру в полярных экспедициях США, Австралии и Франции.
Во Французских полярных экспедициях их использовали с конца 1940-х до начала 1990-х годов, как в Арктике (Гренландия), так и в Антарктике. В 1967 году французы, специально для полярных экспедиций, провели свою модификацию M29C установив утепленную кабину. Версия получила обозначение HB40 «Castor».


Французкая модификация для полярных экспедиций HB40 «Castor»
Французкая модификация для полярных экспедиций HB40 «Castor»

Технические характеристики:
Масса машины, т: 1,8 т (без груза);
Экипаж, чел.: 1 + 3 десант ;
Грузоподъемность, кг: 390;
Длина, м: 3,2 (4,79 в плавающем варианте);
Ширина, м: 1,68;
Высота, м: 1,3 (по корпусу), 1,82 (по крыше тента);
Клиренс, м: 0,28;
Двигатель: Studebaker Model 6-170 Champion, бензиновый, 4-тактовый, 6-цилиндровый, водяное охлаждение, мощностью 70 л. с. при 3600 об\мин;
Запас топлива, л: 132,5;
Расход топлива, л: 4,5 на 10 км;
Скорость хода, км/ч: по суше — 58,6; на плаву — 6,4;
Запас хода по суше, км: 266;
Удельное давление на грунт, кг/см2: 0,134
Радиус поворота, м: 3,7;
Преодоление препятствий, см: ширина рва - 91, вертикальное препятствие – 61


Место механика водителя
Место механика водителя

Легкий гусеничный транспортер Studebaker M29 «Weasel»
Три   пассажирских места

Легкий гусеничный транспортер Studebaker M29 «Weasel»
Легкий гусеничный транспортер Studebaker M29 «Weasel» (сухопутный вариант)


Амфибия Studebaker M29С «Water Weasel»
Амфибия Studebaker M29С «Water Weasel»

M29С «Water Weasel» вооруженный безоткатным орудием
M29С «Water Weasel» вооруженный безоткатным орудием

M29С «Water Weasel» с огнеметной аппаратурой «Уосп» Mk II

M29С «Water Weasel» с огнеметной аппаратурой «Уосп» Mk II


Испытание транспортера Studebaker M29С «Water Weasel»
Испытание транспортера Studebaker M29С «Water Weasel»

Перевозка раненых на транспортере Studebaker M29 «Weasel»
Перевозка раненых на транспортере Studebaker M29 «Weasel»

Транспортер Studebaker M29С «Water Weasel» в саперных войсках
Транспортер Studebaker M29С «Water Weasel» в саперных войсках

 
 
   

 
Смотрите на нашем сайте:
 
 
 
Copyright © 2009-2019 Большая военная энциклопедия.