«Летающий джип» для армии США Piasecki VZ-8


«Летающий джип» VZ-8P «AirGeep I» с безоткатным орудием
«Летающий джип» VZ-8P «AirGeep I» с безоткатным орудием

В 1956 году научно-исследовательское управление транспортной службы армии США (US Army Transportation Research Command) запустило программу «Flying Jeeps» («Летающий джип»). По мнению военных, «аэроджипы» должны были заполнить пробел между автомобилями и вертолетами.
В 1957 году контракты на проектирование новых летающих машин получили компании Curtiss-Wright, Chrysler и Piasecki Aircraft.


Наибольших успехов в данном направлении добилась компания Piasecki Aircraft. В рамках программы «летающий джип» данная компания разработала два аппарата вертикального взлета и посадки, а позднее неоднократно модифицировала их. Первый «аэроджип» приступил к армейским испытаниям 12 октября 1958 года.


«Летающий джип» VZ-8P «AirGeep I»
«Летающий джип» VZ-8P «AirGeep I» (Model 59K «Skycar»)

Внешне образец компании Piasecki Aircraft был похож на прототип фирмы Chrysler. Тот же прямоугольный корпус с закруглениями в носовой части и корме, где были установлены туннельные трехлопастные пропеллеры диаметром 2,26 метра. Согласно внутреннему обозначению Piasecki Aircraft первый аппарат имел обозначение Model 59K «Skycar», военные присвоил свое обозначение VZ-8P «AirGeep I».
Данный «аэроджип» имел общую длину, равную 7,95 метра, ширина прототипа составляла 2,87 метра, высота – 2,10 метра. Рабочее место пилота располагалось справа от продольной оси VZ-8P и снабжалось стандартным вертолетным управлением, по левую руку от него располагалось свободное пространство, которое могло быть использовано для перевозки грузов или трех человек.


«Летающий джип» VZ-8P-I «AirGeep I» (Model 59N «SeaGeep I»)
«Летающий джип» VZ-8P-I «AirGeep I» (Model 59N «SeaGeep I»)

В воздух VZ-8P поднимали два четырехцилиндровых оппозитных мотора Lycoming O-360-A2A мощностью 180 л/с каждый. Вращающий момент передавался на винты с помощью единой трансмиссии, поэтому «летающий джип» мог оставаться в воздухе даже после отказа одного из двигателей. Масса пустого воздушного судна составляла 838 кг, максимальная взлетная масса – 1065 кг.
Все это позволяло разгонять VZ-8P до максимальной скорости в 104 км/ч, маршевая скорость «аэроджипа» составляла 80 км/ч. Хотя аппарат был создан для полетов на высоте от 1,5 до 4 метров над землей, он был способен подниматься и на сотню метров, что позволяло ему легко преодолевать большинство препятствий. Также VZ-8P мог передвигаться на колесах своего трёхстоячного шасси.


«Летающий джип» VZ-8P-I «AirGeep I» с установленными поплавками для ВМС
«Летающий джип» VZ-8P-I «AirGeep I» с установленными поплавками для ВМС

На «аэроджип» VZ-8P сочли возможным установку и использование безоткатного орудия для борьбы с бронетехникой. Предполагалось, что мобильный и юркий «летающий джип» сможет выскакивать из-за укрытия, приземляться и делать выстрел. Но так как бронирование на данной машине отсутствовало, то времени на долгое прицеливание и перезарядку экипаж позволить себе не мог.
Одним из вариантов решения данной проблемы смог бы стать увеличенный темп огня. Для этого на VZ-8P установили безоткатную пушку с револьверной системой перезарядки на 6 выстрелов. Однако наличие на бронетехнике противника зенитных пулемётов сильно нивелировало данное преимущество.


«Летающий джип» VZ-8P (B) «Airgeep II» на летных испытаниях
«Летающий джип» VZ-8P (B) «Airgeep II»

После первых испытаний VZ-8P «AirGeep I» получил новую силовую установку Turbomeca Artouste II B мощностью 425 л.с.. Армейское обозначение такой модификации сменилось на VZ-8P-1 «Airgeep I», а в документах фирмы разработчика такая модель проходила как Model 59N «SeaGeep I».
После проделанных изменений, Piasecki Aircraft решило предложить свою разработку для испытаний военно-морским силам США. Скорее всего, по мнению инженеров, водный «летающий джип» подошел бы для десантных операций, а также форсирования рек и небольших водоемов. Для проведения дальнейших испытаний на воде, VZ-8P-1 получил два поплавка и поступил в распоряжение ВМС.
В это время армия США и Piasecki Aircraft продолжали модифицировать «аэроджип» и установили на него более легкий, но мощный 550 сильный двигатель Garrett AiResearch TPE331-6. Данная версия машины, получившая обозначение VZ-8P-2 «AirGeep I», была последней попыткой усовершенствовать первый прототип. С учетом пожеланий армии Piasecki Aircraft предоставил для испытаний второй вариант «летающего джипа» PA-59H «AirGeep II», военные дали ему своё наименование VZ-8P (B) «Airgeep II».


«Летающий джип» VZ-8P «AirGeep I» с безоткатным орудием
«Летающий джип» VZ-8P VZ-8P (B) «Airgeep II» перевозит 5 человек

Конструктивно новая машина не сильно отличалась от старой версии, главным образом основным изменениям подвергся корпус, он стал изогнутым, V-образным. Теперь пропеллеры находились под небольшим углом друг к другу. Это было сделано в угоду более стабильному поведению в воздухе. Количество пилотов увеличилось до двух человек, были установлены сиденья-катапульты.
Габариты машины также изменились. Длина сократилась до 7,44 метров, ширина VZ-8P (B) составляла 2,81 метра, высота – 1,77. Диаметр винтов был равен 2,5 метрам. В целом, габариты новой модели «аэроджипа» по сравнению с первым прототипом сократились. Инженеры вернулись к идеи с двумя двигателями, и машина получила два мотора Turbomeca Artouste II С мощностью по 500 л/c каждый.


«Летающий джип» VZ-8P «AirGeep I» с безоткатным орудием
«Летающий джип» VZ-8P (B) «Airgeep II» на вечной стоянке в музее ВВС

Благодаря новой компоновке VZ-8P (B) получил улучшенные летно-технические характеристики: максимальная высота подъема составила почти 1000 метров, максимальная скорость возросла до 136 км/ч. Из-за установки двух моторов масса второго «летающего джипа» составляла 1184 кг, но при этом масса поднимаемого груза увеличилась до 480 кг, что позволяло брать на борт еще трёх человек.


Испытания «аэроджипа» Piasecki Aircraft VZ-8P (B) проводились в 1962 году. Все положительные характеристики первого прототипа были присущи и второй модели. Управляемость и стабилизация в полёте возросли, отмечалась прекрасная обзорность. Аппарат был способен летать над водой, снегом и любым типом грунта, перелетать возвышенности, маневрировать между деревьями, домами и другими препятствиями, а так же оставаться невидимым для радаров.
Но, по итогам всех проведенных испытаний, армия США пришла к неутешительному выводу: концепция «летающих джипов» не отвечала реальностям современного поля боя, и программа была закрыта. Основная ставка была сделана на развитие вертолетов.

 
 
   

 
Смотрите на нашем сайте:
 
 
 
Copyright © 2009-2019 Большая военная энциклопедия. Яндекс.Метрика