Израильские танки Супершерман М50 и М51


Танк Шерман М50
Танк Шерман М50

В начале 50-х годов арабские страны стали получать из СССР и из стран ОВД новую боевую технику, с которой имеющиеся в Израиле американские танки Шерман M4 справиться не могли, поэтому командованию Силами обороны Израиля пришлось искать выход из сложившейся ситуации.


В 1953 израильская делегация посетила Францию, чтобы исследовать новый тогда танк AMX 13. Танк был вооружен 75-мм оружием высокой скорости CN 75-50, развитие немецкого KwK 7.5 см 42 L/70 (используемый в танке Пантера). В то время как оружие было удовлетворительным, броню французского танка сочли слишком легкой.


Танк Шерман М50, вид сзади
Танк Шерман М50, вид сзади

В конечном счете было решено установить мощное французское оружие на более доступный и знакомый корпус с лучшей броней американского танка Шермана M4А4.
Проект начался в 1954, и в 1955 башню опытного образца послали из Франции в Израиль. Башня отличалась наличием увеличенной кормовой ниши, приваренной к корме. Компания Israel Ordnance Corps в марте 1956 начал переделывать танки, используя орудия, получаемые из Франции. Орудие было известно в Израиле как M-50, и в результате новый Шерман был назван Sherman M-50.
Первые 50 единиц имели бензиновый двигатель Continental R-975 и подвеску VVSS. Однако, увеличенный вес танка, вместе с узкими гусеницами, привел к плохой подвижности для бездорожья. Это также перегружало двигатель, приводя к частым механическим отказам. Поэтому для дальнейших манипуляций взяли корпуса, оснащенные подвеской HVSS и двигателем Cummins V-8 460 л. с. Который был вдобавок дизельным. Эти ранние варианты танков Sherman M-50 иногда упоминаются как Continental M-50 и Cummins M-50.


Танк Шерман М51
Танк Шерман М51

Дизельный двигатель был явно предпочтительнее, учитывая его меньшую пожароопастность, да и сыграли свою роль условия пустынного климата. Всего, приблизительно 300 M-50-ых были построены к 1964.
В 1960-ых 180 танков Шерман получили еще более мощное французское 105-мм оружие Modele F1. Орудие было уменьшено с 56 до 44 калибров и было оборудовано дульным тормозом; боеприпасы были изменены, чтобы использовать меньшие снаряды.
В Израиле орудие называлось как M-51, а танк соответственно Sherman M-51. Для переделки использовались корпуса M4A1. Все танки были оснащены дизельными двигателями Cummins и подвеской HVSS. Танк был показан общественности впервые во время церемонии Дня независимости в 1965 году.


Танк Шерман М51, вид сзади
Танк Шерман М51, вид сзади

И танк M-50 и танк M-51 вели бои во время Шестидневной войны, часто борясь как с советской броней Второй мировой войны (например T-34-85, в Сражении Абу-Агейлы), так и с более современными машинами. Зачастую весьма удачно.
В бою против арабских армий танк M-51 оказался способен к борьбе с более новыми и более тяжелыми советскими танками T-54/55/T-62.
К 1972 году танки Sherman M-50 Continental с бензиновым двигателем Continental R-975, были сняты с вооружения.



Танк Шерман М50
Танк Шерман М50

Tанки Cummins M-50 и M-51 находились на вооружении ЦАХАЛ по меньшей мере до 1981 года, затем были переведены в резервные части, а потом по большей части списаны и распроданы. Несколько десятков было передано произраильским вооружённым формированиям в Ливане (АЮЛ и др.), около 150 шт. танков M51 было продано в Чили (где использовались до середины 1990-х годов), незначительное количество — в Аргентину, Никарагуа, Уганду.
В ходе начавшейся в 1982 году войны в Ливане два танка M-50 были захвачены бойцами ООП, после окончания осады Бейрута они были обнаружены французскими военнослужащими миротворческого контингента ООН на стадионе Бейрута.


Танк Шерман М51
Танк Шерман М51
 
 
   

 
Смотрите на нашем сайте:
 
 
 
Copyright © 2009-2019 Большая военная энциклопедия. Яндекс.Метрика