Британский 5-тонный плавающий автомобиль Alvis Stalwart

Британский 5-тонный плавающий автомобиль Alvis Stalwart

Британская компания Alvis — один из крупнейших мировых производителей колесной и гусеничной военной техники. Свою историю она начинает с 1914 года, когда занималась тюнингом алюминиевых поршней для спортивных двигателей, а в 1920 сама начала производить спортивные автомобили, которые выпускала до 1967 года.
Накануне Второй мировой войны руководство Alvis решило взяться за совершенно новое и перспективное дело — создание военной автотехники. Поводом для принятия столь смелого решения было предложение венгерского конструктора Nicolas Straussler участвовать в конкурсе на легкий разведывательный бронеавтомобиль, организованном британским военным ведомством. По его проекту в 1938–39 гг. было построено полтора десятка маленьких бронемашин. Конкурс выиграл бронеавтомобиль компании Daimler. Это не только не обескуражило фирму Alvis, а наоборот, послужило стимулом для создания новой гаммы колесной военной техники.

Британский 5-тонный плавающий автомобиль Alvis Stalwart

В 1959 г. на шасси легкого колесного танка FV601 Saladin выпустили первый прототип PV-1. Его оснастили 8-цилиндровым двигателем Rolls-Royce B81 мощностью 220 л. с. и грузовой бортовой платформой. В 1961 г. прототип PV-1 был преобразован в 5-тонную транспортную амфибию PV-2 с цельнометаллическим бортовым кузовом и клиновидной 2-местной кабиной.
Итогом создания прототипов PV-1 и PV-2 стал серийный плавающий грузовик «Stalwart» Mk I или FV-620 (6x6), получивший 220-сильный вариант мотора Rolls-Royce В81, сухое 2-дисковое сцепление и обычную 5-ступенчатую коробку передач Meadows, от которой крутящий момент бортовыми передачами подавался на все колеса и два водометных движителя Dowty Hydrojet. Максимальная скорость на шоссе составляла 88 км/ч, на воде — 7–10 км/ч.

Британский 5-тонный плавающий автомобиль Alvis Stalwart

В 1966 г. его заменил более тяжелый вариант Mk II, с усиленным кузовом, передней лебедкой и двухконтурной тормозной системой, повышенной мощностью и подвижностью, особенно при движении по воде. Наиболее очевидная видимая разница в том, что для улучшения видимости, нижние края боковых окон кабины теперь опускались углом вниз, увеличивая площадь остекления. Кроме того, было упрощено техническое обслуживание.
Помимо грузовой модификации «Stalwart» Mk II, получившей обозначение FV622, выпускался артиллерийский тягач FV623 и ремонтно-эвакуационная машина FV624. Обе последних машины снабжались 30-тонным гидравлическим подъемным краном «Атлас», смонтированным за кабиной.
Среди полевых модификаций был «Stalwart» Mk II с оборудованием для постановки противопехотных мин, а также бензозаправщик.

Британский 5-тонный плавающий автомобиль Alvis Stalwart

Всего было выпущено 1322 машины «Stalwart». Эта амфибия служила в составе британских подразделений, в Западной Германии, ее покупали вооруженные силы Австрии, Швеции и Швейцарии. В армии ее прозвали «Столли».
«Stalwart» Mk II с постоянным приводом на шесть колес, независимой подвеской на двойных поперечных штангах и продольных торсионах, каждая колесная тележка которого снабжена двумя гидравлическими амортизаторами двойного действия был отличным транспортным средством, по проходимости не уступавшим гусеничным машинам, но не требовавшим, в отличие от последних, сложного технического обслуживания.
Управление осуществлялось поворотом передней и средней осей. Несущий стальной кузов фирмы «Кортен» был оборудован кабиной и грузовым отсеком с откидными бортами и снабжался водонепроницаемым верхом. Место водителя располагалось в центре кабины без дверей, экипаж попадал в кабину через люки в крыше. Полезная нагрузка составляла около 5 т, или 38 солдат с полной боевой выкладкой. Двигатель и трансмиссия были смонтированы под полом грузового отсека.

Британский 5-тонный плавающий автомобиль Alvis Stalwart

Эти узкоспециализированные внедорожники никогда не были предназначены для работы на асфальте. Они имели только один дифференциал (левый и правый). Это означает, что 3 колеса с одной стороны вращаются с одинаковой скоростью. При слишком продолжительном движении автомобиля по дороге с твердым покрытием наличие только одного дифференциала вызывало сильный износ трансмиссии и выход из строя спиральнозубых конических передач и ведущих валов.
В 1981 году, в связи с внедрением новой техники и технологий, отношение к амфибиям в НАТО изменилось. Десантные возможности «Stalwart» Mk II стали больше не нужны. В 1993 году, последняя амфибия была отправлена в отставку.


 
 
   

 
Смотрите на нашем сайте:
 
 
 
Copyright © 2009-2019 Большая военная энциклопедия.