Малый пограничный катер проекта 21850 «Чибис»


Специализированный высокоскоростной малый патрульный катер проекта 21850 «Чибис» предназначен для охраны прибрежных морских, речных и озерных участков государственной границы, обследования прибрежных акваторий, внутренних и внешних рейдов портов и гаваней; обнаружения и перехвата малых скоростных судов; обеспечения перевозок пограничных нарядов, антитеррористических групп, пассажиров и грузов, а также спасения людей в районах несения службы.
В 2004 году пограничной службой ФСБ России был организован конкурс на проектирование малого пограничного катера для замены самого массового патрульного катера «Аист», используемого для несения пограничной службы на пограничных реках и в прибрежных морских районах. Необходимость замены катеров этого типа была обусловлена резким ростом технической оснащенности нарушителей. Для борьбы с ними потребовались новые, более современные катера, оснащенные современным навигационным и поисковым оборудованием, средствами связи и обладающие высокой скоростью хода в пределах 40 узлов.

Одним из основных требований к новому катеру являлась высокая безопасность его эксплуатации и комфортность несения службы при высоких тактико-технических характеристиках, что значительно усложняло задачу проектировщиков. Тактико-техническое задание на катер было разработано Пограничным научно-исследовательским и испытательным центром. Финансирование работ вела пограничная служба ФСБ РФ.
Конкурс выиграло ОАО «Центральное Конструкторское Бюро по Судам на Подводных Крыльях им. Р. Е. Алексеева», входящее в состав финансово-промышленной группы «Скоростной флот». В рекордно короткие сроки катер был спроектирован (главный конструктор И. Булдаков) и в декабре 2004 г. заводу-изготовителю начала поступать рабочая конструкторская документация для строительства головного катера (контракт был подписан 29 июня). Этому способствовали имеющиеся наработки, испытанные и отработанных на моделях и защищенные патентом на изобретения.

Впервые катер проекта 21850 «Чибис» был представлен на международной выставке полицейской и военной техники «Интерполитех-2004», прошедшей в Москве. Завод-изготовитель - ОАО Судостроительный завод «Волга».
При разработке катера проекта 21850 «Чибис» использовались последние достижения в области создания скоростных судов. Его отличают современный дизайн и почти в два раза большая, по сравнению с катером «Аист», скорость. На катере установлен воздушный отопитель, который обеспечивает необходимый температурный режим на борту как при стоянке у оборудованного причала, так и при любом режиме эксплуатации.
При отделке катера применялись современные материалы, имеющие гигиенические сертификаты и допущенные к применению на пограничных судах, и полностью обеспечивает выполнение требований по предотвращению загрязнения окружающей среды.

Катер «Чибис», при значительных скоростных показателях обладает очень высокой маневренностью. Это обеспечивается двумя водометными движителями, которые позволяют ему разворачиваться на месте на любой скорости, идти лагом и быстро набирать максимальную скорость движения с места (режим «стоп»).
В качестве двигательной установки на катере установлены два дизеля КАМД 43, мощностью 230 л. с. и водометы фирмы KaMeVa.
«Чибис» оснащен современным радионавигационным оборудованием, которое ранее не устанавливалось на таких малых катерах. Для освещения надводной обстановки и повышения безопасности плавания в открытом море, вблизи берегов и в узостях, особенно в сложной метеорологической обстановке, на катере установлена навигационная радиолокационная станция «Галс», сопряженная с горизонткомпасом ДС-83.
Для повышения надежности радиосвязи, кроме УКВ-радиостанций, катер оснащен радиостанцией КВ диапазона «Кордон-23». Она увеличила дальность связи и уверенность приема, особенно в районах со сложным физико-географическим рельефом местности.
На катере «Чибис» предусмотрена возможность установки станкового пулемета. Вынос его, в отличие от катера «Аист», с носовой палубы за ходовую рубку позволяет вести стрельбу из защищенной зоны.

Основные характеристики катера «Чибис»:
Водоизмещение наибольшее, т: 6,08;
Длина наибольшая, м: 9,95;
Ширина габаритная, м: 3,06;
Высота габаритная, м: 5,3;
Энергетическая установка: два двигателя D4-260 фирмы Volvo Penta мощностью 1009 кВт; два водометных движителя FF240 фирмы KaMeWa
Скорость наибольшая, уз.: 37;
Скорость экономическая, уз.: 30;
Автономность, суток: 2;
Состав штурманского вооружения: магнитный компас KMC 90-1; приемник ГЛОНАСС/GPS с функцией картплоттера «Регата -710»; навигационная радиолокационная станция «Поиск» МР-415; светосигнальное оборудование;
Экипаж, чел.: 2;
Количество пассажиров, чел. 8

 
 
   


 
 

 

 
Copyright © 2009-2017 Большая военная энциклопедия.    Яндекс.Метрика