Самолет раннего предупреждения и контроля Boeing 737AEW&C

Boeing 737AEW&C - самолет раннего предупреждения и контроля (Airborne Early Warning and Control), созданный американской фирмой Boeing по заказу Королевских ВВС Австралии. Самолет создан на базе коммерческого лайнера Boeing 737-700 и имеет еще одно обозначение Boeing 737-7ES. Первый полет самолета состоялся 20 мая 2004 года.
Основная РЛС представляет собой многоцелевую электронную сканирующую область (Multi-role Electronically Scanned Array (MESA). Угол обзора РЛС составляет 360 градусов. РЛС способно одновременно сопровождать воздушные и морские цели, наводить на них истребители и продолжать обзор окружающего пространства. В фюзеляже оборудовано 10 рабочих мест операторов, каждый из которых может работать со своей группой целей.

В середине 2004 года самолет проходил шестимесячную программу сертификационных испытаний.
Первым заказчиком самолета ДРЛОиУ («система дальнего радиолокационного обнаружения и управления») Boeing 737AEW&C стала Австралия, соответствующее соглашение было подписано по результатам тендера в рамках австралийской программы «Веджтейл» (Project Wedgetail) в декабре 2000 г.
Основу радиоэлектронного комплекса самолета составляет многофункциональная РЛС с электронным сканированием луча MESA производства компании «Нортроп-Грумман», поставляющей для него также новую систему активной ИК-защиты AN/AAQ-24(V) «Немезида».
Австралия заказала вначале четыре самолета с опционом еще на три, но в мае 2004 г. перевела две машины из опциона в твердый контракт. Окончание поставок всех шести машин запланировано не позднее 2008 г. АВАКСы пополнят ряды 2-й авиаэскадрильи Королевских ВВС Австралии, базирующейся на ВВБ «Вильямстаун». Причем австралийская авиационная промышленность принимает весьма активное участие в программе, исполняя работы объемом более 349 млн долл.

После удачного развития австралийского проекта, обошедшегося казне более чем в 1 млрд. долл., к программе подключились и ВВС Турции, подписавшие с «Боингом» контракт на четыре таких самолета - программа получила обозначение «Peace Eagle» («Мирный орел»), руководитель программы со стороны американцев - Mark Ellis.
Турецкий Boeing 737AEW&C, управляемый экипажем из двух пилотов и 6-10 операторов, имеет взлетную массу чуть более 77 т и способен осуществлять патрулирование с крейсерской скоростью 760 км/ч на высоте до 12500 м в течение не менее 9 ч.
Радиолокационная станция самолета, работающая в режиме кругового обзора в диапазоне L, имеет дальность обнаружения 370 км и способна одновременно сопровождать до 3000 целей.

9 декабря 2015 года стало известно об окончании формирования звена из четырех самолетов ДРЛО Boeing 737AEW&C. Первый самолет был поставлен на вооружение ВВС Турции 31 января 2014 года, таким образом, полноценное звено турецких «смотрящих» создали всего за 2 года. Главным исполнителем контракта стала американская корпорация «Boeing». Американцы собрали для турецких ВВС первый модифицированный под оборудование ДРЛО планер «Boeing 737-400», а австралийский филиал «Boeing» помог в организации наземной обслуживающей и сборочной инфраструктур турецких компаний Turkish Aerospace Industries (TAI), HAVELSAN и ASELSAN, которые были задействованы в установке бортового радиоэлектронного и радиолокационного оборудования израильской компании ELTA.
Появление целого звена таких самолетов в ВВС Турции совершенно не способствует стабилизации обстановки на Ближнем Востоке, кроме того, дает им ощущение полного контроля обстановки как над Черноморским бассейном и Кавказом, так и в северной части Сирии. Несмотря на весьма натянутые отношения между Турцией и Израилем, ELTA все же передала турецкой TAI наиболее совершенный РЛК MESA с АФАР для воздушного базирования, позволяющий отслеживать тактические истребители на удалении 370-500 км (в зависимости от ЭПР) и малоразмерные крылатые ракеты.

Самолеты Boeing 737AEW&C значительно расширяют возможности господства в воздухе 200 турецких F-16C, особенно с дальнобойными версиями ракет «воздух-воздух» AIM-120C-7/8 AMRAAM и за счет высочайшей пропускной способности, достигнутой высокой производительностью БРЭО управления радиолокационным комплексом: 10 операторов радара могут одновременно обнаруживать 3000 целей в режиме обзора и одновременно сопровождать на проходе 180 воздушных, наземных и морских целей, работая с наиболее приоритетными из них. Такая пропускная способность позволяет сохранить контроль в сложнейшей тактической обстановке, где театр военных действий перенасыщен различными источниками угроз, от БПЛА и КР, до истребителей и постановщиков РЭП.
Четыре самолета могут контролировать участок фронта протяженностью около 3500-4000 км, а дальность позволяет вести наблюдение за воздушным пространством над Крымом и большей частью Краснодарского края, даже если Boeing 737AEW&C совершает полет в турецком воздушном пространстве.

Летно-технические характеристики самолета ДРЛОиУ Boeing 737AEW&C:
Размах крыла, м: 47,5;
Длина самолета, м: 48,5;
Высота самолета, м: 15,8
Масса, кг: пустого самолета - 32820, нормальная взлетная - 56470, максимальная взлетная - 62820;
Внутренние топливо, л: 20104;
Двигатель: 2 х ТРДД CFM International CFM56-3C1;
Тяга, кН; 2 х 97,86;
Максимальная скорость, км/ч: 1010;
Крейсерская скорость, км/ч: 940;
Практическая дальность, км: 4900;
Экипаж, чел.: 2-3



 
 
   


 
 

 

 
Copyright © 2009-2017 Большая военная энциклопедия.    Яндекс.Метрика