Большой плавающий автомобиль - БАВ

Большой плавающий автомобиль БАВ (Большой Автомобиль Водоплавающий) предназначен для перевозки и переправы через широкие водные преграды личного состава, колесной техники, артиллерийских систем и материальных средств. Используется при форсировании рек в первой и второй волне десанта, при высадке с десантных кораблей морских десантов.
Предшественником БАВ был американский автомобиль-амфибия DUKW-353 фирмы Дженерал Моторс, поступавший в Красную Армию из США по ленд-лизу в 1943-44 годах, более известный в те годы в СССР под названием «Джиэмси» (очевидно от выдавленных спереди машины английских букв GMC). От этого автомобиля была взята компоновочная схема, система привода винта и управления.


От советского автомобиля ЗИС-151 был взят двигатель, коробка передач, коробка отбора мощности, мосты, подвеска. Отработанная система трансмиссии и колес БАВ затем была использована при создании автомобиля ЗИЛ-157 и бронетранспортера БТР-152.

Проектировать советскую амфибию в 1948 году поручили тогда уже известному создателю внедорожной техники В. А. Грачеву.
Летом 1949 года первые два построенных ДАЗ-ом опытных образца плавающих автомобилей испытывали на Днепре. Ровно через год, с июля по сентябрь 1950-го, амфибии прошли полный цикл заводских и межведомственных испытаний в Крыму и на Кавказе, по результатам которых были рекомендованы к серийному производству на ЗИС-е. Выпуск плавающего грузовика начался в 1952-м, а с 1953-го такие машины начали поступать в войска.
Грузоподъемность БАВ по суше и на воде 2,5 т. (при запасе плавучести 30. Это позволяет переправить за один рейс до 28 солдат в полном снаряжении, 3 х 120-мм миномета с расчетами, артиллерийское орудие калибром до 122-мм, автомобиль типа ГАЗ-69, УАЗ-469.
Загрузка БАВ производится через откинутый задний борт. Для загрузки тяжелой техники используются съемные аппарели и установленная в отделении управления грузовая лебедка, приводимая в действие от базового двигателя машины. Эта же лебедка может использоваться с подачей троса вперед для самовытаскивания машины при слишком крутом или топком береге. Наличие сцепного устройства под задним бортом позволяет использовать автомобиль и как тягач.

Отделение управления (рубка) имеет два сиденья (командира и водителя). Десант или техника размещаются в кузове на палубе площадью 10,4 м2.
Съемные листы палубы изготовлены из многослойной бакелитизированной фанеры. При перевозке материальных средств в мешках, ящиках палуба может сниматься, а материальные средства укладываются в корпус машины, что понижает центр тяжести и повышает устойчивость машины к опрокидыванию.
Сверху рубка и грузовая палуба могут накрываться брезентовым тентом на дугах. Рубка и грузовой отсек отапливаемые.


Передвижение на воде осуществляется с помощью винта. Винт может включаться одновременно с приводом колес и лебедки, что повышает возможности машины при въезде/выезде в воду и движении по мелководью, поворот машины на воде осуществляется судовым рулем. Предельно допустимая для работы машины скорость течения реки 3 м/сек.
Привод лебедки от базового двигателя обеспечивает полную возможность самовытаскивания машины при застревании или преодолении крутых подъемов. Усилие, развиваемое лебедкой 5 тонн. Длина троса лебедки 70 метров. Своего вооружения и брони машина не имеет.

Для удаления воды из корпуса машина оборудована двумя водооткачивающими насосами производительностью одного 300 литров в мин., второго 150 литров в мин. Это обеспечивает плавучесть машины при общей суммарной площади пробоин до 500 см2
Из-за высокой загрузки столичного завода ЗИС, производство БАВ-а в 1958 г. передали на Брянский автозавод БАЗ. К концу 50-х амфибию модернизировали. Двухдисковое сцепление заменили однодисковым, увеличили колею, поставили более совершенную систему подкачки шин с подводом воздуха через шлаги в ступицах, сами шины размерностью 11,00-18 уступили место более мощным и мягким 12,00-18, таким, как у ЗИЛ-157 и ГАЗ-66. Наконец, запасное колесо перенесли из специального отсека внизу на грузовую платформу. После всех обновлений амфибия звалась уже БАВ-А (марка брянского завода держалась в секрете).
В начале 60-х годов на вооружение Советской армии были приняты новые модели бронетехники, умевшие плавать - БТР-60, БМП-1. С их появлением отпала острая нужда в массовом применении специальных плавающих транспортеров. Поэтому в 1962 году БАВ сняли с производства, освободив мощности брянского завода для более необходимой военной продукции.
В 70-80-е годы предпринимались попытки приспособить имевшиеся в наличии БАВ-ы для спасательных служб.

Тактико-технические характеристики БАВ:
Снаряженный вес, т: 7,15;
Грузоподъемность, т: 2,5;
Экипаж, чел.: 1;
Габаритные размеры, м: длина – 9,54; ширина – 2,49; высота – 2,66; клиренс - 0,28;
Максимальная скорость, км/час: на суше – 60, на воде – 10;
Запас хода по топливу, км: на суше - 570-690, на воде - 10 часов;
Двигатель: карбюраторный, 6-цилиндровый ЗИС-152, мощностью 110 л. с.;
Максимально допустимая скорость течения реки, м/сек. 3;
Максимальный угол подъема, град.: без груза – 32, с полным грузом – 26;
Преодолеваемая вертикальная стенка, м: 0,4



 
 
   

 
Смотрите на нашем сайте:
 
 
 
Copyright © 2009-2019 Большая военная энциклопедия.