Гусеничный самоходный паром ГСП


Гусеничный самоходный паром ГСП предназначен для переправы через широкие водные преграды гусеничных не плавающих машин общей массой до 52 тонн (средние и тяжелые танки, самоходные арт. установки и иная техника на их базе) при скорости течения до 2,5 м/сек и глубине более 1 метра, причем запас плавучести при полной загрузке парома составляет 70%.
Гусеничный самоходный паром ГСП был принят на вооружение Советской Армии приказом МО от 4 марта 1957 г.
С 1957 по 1979 г. Крюковский завод выпустил 2100 паромов. Затем производство было передано НПО "Волгограднефтемаш " который выпустил 300 паромов.
Официально авторами изобретения считается авторский коллектив в составе А. Ф. Кравцев, Н. С. Семчуков, Е. Е. Ленциус и др. Авторское свидетельство № 18299 выданное 16 апреля 1958 г. с приоритетом от 12 марта 1957 г.

Паром состоит из двух полупаромов (двух машин). Машины различаются между собой. Одна из них правая, другая левая. Разница между машинами состоит в том, что у правой машины лодка откидывается вправо, а стыковочное устройство находится на левом борту; у левой машины наоборот.
На суше полупаромы передвигаются раздельно. Также раздельно они входят в воду (полупаром может плавать самостоятельно) и соединяются в паром только на плаву с помощью стыковочного устройства.
Перед стыковкой оба полупарома разворачиваются против течения и сближаются друг с другом бортами, удерживаясь параллельно относительно друг друга. Работают со стыковочным устройством помощники механиков-водителей (понтонеры). Стыковка и соединение полупаромов в паром происходит не автоматически. Понтонеры должны проделать несколько операций для того, чтобы это произошло.
Только после того, как полупаромы состыкуются, они могут раскрыться, откинуть свои лодки. Раскрытие лодок обеих полупаромов должно производиться строго синхронно, чтобы паром при раскрытии лодок не опрокинулся, хотя управление раскрытием производится механиками-водителями раздельно.

Руководит раскрытием лодок номинально командир парома, однако реально механики-водители отслеживают действия друг друга и синхронизируют раскрытие лодок самостоятельно. Для раскрытия лодок машины оснащены гидросистемой, все элементы которой заимствованиы из авиации.
Командир парома руководит движением на воде, находясь в рубке левого полупарома, механики-водители управляют машинами. Старший механик-водитель правого полупарома руководит движением загружаемых (разгружаемых) машин, отвечает за проавильность их размещения на пароме. Понтонеры следят за тем, чтобы с внешней стороны лодки глубина воды была не меньше 1,2 ., подкладывают под гусеницы перевозимых машин колодки и подают на берег причальные канаты.
После подачи парома к берегу опускаются, с помощью гидравлики, аппарели, по которым на паром заезжают перевозимые машины.

Движение парома и маневрирование на воде обеспечивают четыре винта (по два в каждом полупароме). Все винты могут вращаться и менять направление вращения независимо друг от друга, что обеспечивает отличную маневренность (разворачивание вокруг собственной оси, движение передним и задним ходом строго по направлению или со смещением.
По инструкции эксплуатация парома возможна при скорости течения до 2 м/сек, однако опыт эксплуатации ГСП в Дальневосточном округе показал, что работа парома возможна до скорости течения 3,8 м/сек.
Непотопляемость парома обеспечивается тем, что лодки полупаромов заполнены пенопластом и даже в случае полного заполнения корпусов машин и лодок водой паром (без груза) остается на поверхности и может быть отбуксирован к берегу. Для откачки воды, попадающей в корпус машины и в лодку через пробоины, трещины имеются два постоянно включенных насоса производительностью по 400 литров воды в минуту каждый. Один насос откачивает воду из корпуса, второй из лодки. При этом гибкий рукав, подключаемый к лодке, может быть отсоединен и переброшен в корпус машины. В этом случае из корпуса машины откачивается 800 литров воды в минуту.

Каждая машина снабжена танковым переговорным устройством ТПУ и танковой радиостанцией Р-113. Для движения по суше ночью каждая машина снабжена приборами ночного видения ПНВ-57Е (по два комплекта на машину) и инфракрасными фарами. Эксплуатация парома на воде ночью инструкцией не предусматривается, но без соблюдения светомаскировки возможна.
Гусеничный самоходный паром ГСП был снят с вооружения приказом МО РФ № 725 от 31 марта 2012 г., прослужив в инженерных войсках нашей страны 55 лет.
Кроме Советской Армии ГСП поставлялся в страны Варшавского Договора - Албанию, Болгарию, Венгрию, ГДР, Польшу, Румынию, Чехословакию, а также в Югославию, Афганистан, Египет, Вьетнам, Индию, Ирак, Иран, Сирию, Йемен, Мозамбик, Никарагуа, Уганду, Танзанию, Ливию, Китай, Кубу. А всего в 23 страны мира. Во многих из них ГСП состоит на вооружении и в настоящее время.

Тактико-технические характеристики ГСП полупаром:
Грузоподъемность, т: 52;
Вес, т: 17;
Экипаж, чел.: 3;
Габаритные размеры, м: длина – 12; ширина – 3,24; высота - 3,2;
Ширина проезжей части, м: 3,54;
Максимальная скорость движения, км/час: на суше - 40, на воде без груза - 10,8, на воде с грузом 52 тонны - 7,2;
Запаса хода по топливу на воде, ч: 13-17;
Запас хода по топливу на суше, км: 250-300;
Ширина колеи, м: 2,62;
Длина опорной поверхности гусениц, м: 4,83;
Клиренс, м: 0,35;
Максимальный угол подъема, градусов: более 25;
Максимальный угол крена, градусов: 15;
Вертикальная стенка, м: 0,6;
Емкость топливных баков, л: 370;
Двигатель: дизель 8Д6 (В6К);
Мощность двигателя, л. с.: 240 (177 квт);
Водооткачивающие средства: 2 насоса производительностью 800 л/мин;
Средства связи: радиостанция Р-113;
Средства навигации: гирополукомпас ГПК-59;
Средства ночного видения: ПНВ-57Е (2 комплекта);
Средства пожаротушения: огнетушитель ОУ-3



 
 
   

Стрелковое оружие стран мира:
 
 
 

 

 
Copyright © 2009-2017 Большая военная энциклопедия.    Яндекс.Метрика