Гусеничная паромно-мостовая машина ПММ-2


Паромно-мостовая машина ПММ-2 создавалась во второй половине семидесятых годов в конструкторском бюро Е. Е. Ленциуса и была призвана заменить гусеничный паром ГСП, который состоял из двух полупаромов. Это было признано громоздким и неудобным, т.к. при выходе из строя одной машины, вторая оказывалась не у дел. Кроме того, расчет парома ГСП составлял 10 человек, а экипаж ПММ всего трое, грузоподъемность ГСП считалась чрезмерной (52 тонны при запасе плавучести 70%), время на развертывание парома ГСП 6-10 минут.
Паром ПММ-2 состоит из гусеничного плавающего транспортера с водонепроницаемым корпусом палубной конструкции, соединенных с корпусом шарнирно двух дополнительных понтонов (называемых в просторечии «лодками»), со въездными аппарелями, стыковочными устройствами и проезжими частями. В транспортном положении понтоны располагаются на корпусе машины один над другим. После входа машины в воду (машина способна плавать с понтонами, находящимися в транспортном положении) или до входа в воду с помощью гидравлики понтоны откидываются в стороны, образуя трехзвенный паром.

Паром ПММ-2 имеет трехместную кабину с фильтровентиляционной установкой, радиостанцией и внутренним переговорным устройством. Движитель водометный двухканальный (т. е. сзади стоят два гребных винта в тоннелях), что позволяет обеспечивать парому на воде высокую маневренность (радиус циркуляции 28 м.). Система водооткачки состоит из трех центробежных насосов общей производительностью по 1840 л/мин., откачивающих воду из корпуса и понтонов.
Экипаж парома 3 человека. Максимальная мореходность 2 балла.
Удельное давление на грунт 0,85 кг/кв.см., что считается низким показателем проходимости (по советским стандартам целесообразным считается удельное давление на грунт от 0,62 до 0,83) и обеспечивает машине свободный въезд в воду и выезд на заболоченных и топких берегах.
Модернизированный вариант машины под индексом ПММ- 2М имеет увеличенную на 2,5 тонны грузоподъемность (практически без запаса плавучести, что крайне опасно).

Никаким вооружением машина ПММ- 2 не оснащена, что является крупным и застарелым недостатком всех инженерных машин. Этот недостаток особенно значим для машин, форсирующим водные преграды, т.е. действующих в боевых порядках войск. Тем более, что ПММ-2 не имеет хоть какой либо броневой защиты.
В отличие от ГСП откидных плавучих элементов (понтонов) у ПММ-2 их два. В транспортном положении они укладываются гидравликой один на другой, а на воде раскладываются, образуя паром. Стыковочные устройства обеспечивают соединение двух или трех машин в один паром грузоподъемностью соответственно 85 и 127,5 тонн. При разработке предполагалось, что из значительного числа машин можно будет составлять наплавной мост требуемой длины, что даст возможность отказаться от понтонного парка ПМП. Таким образом, ПММ-2 становилась универсальным переправочным средством. Однако оказалось, что из-за большой жесткости ленты такого понтонного моста и невозможности согласования оборотов двигателей большого числа машин, наведение понтонного моста из машин ПММ-2 невозможно.

К середине восьмидесятых годов выявился крупный просчет технического задания, в свое время выданного на разработку этой машины (машина уже выпускалась серийно и поступала в войска). С переходом танковых войск на танки типа Т-64, Т-72, Т-80 тактическое применение ПММ-2 оказалось под вопросом. Ее грузоподъемность 42,5 тонн при минимальном запасе плавучести, а эти танки имеют массу 41-46 тонн и более.
Использование двойного парома ПММ-2 для переправы танков нецелесообразно из-за недоиспользования грузоподъемности (85-ти тонный паром на 46 тонн груза). Все преимущества перед ГСП оказались утрачены, а заменить понтонный парк ПМП мост СПП так и не смог. К тому же одна машина ПММ-2 оказалась гораздо дороже двух машин ГСП.
Конструкция машины была предельной, запаса модернизации не оказалось. Увеличение размеров с целью увеличения грузоподъемности оказалось почти невозможным из-за дорожных и железнодорожных габаритных ограничений. ПММ-2, как и ее колесный аналог ПММ, говоря тактико-техническим языком «провалилась». Провалилась между Т-62 и Т-72. Места, этой, в общем-то технически весьма совершенной и уникальной машине, в боевом строю так и не нашлось.

Основные тактико-технические характеристики ПММ-2:
Экипаж, чел.: 3;
Масса машины, т: 36;
Габаритные размеры (в транспортном положении), м: длина - 13,35; ширина - 3,36; высота - 3,85; колея – 2,753; клиренс – 0,40;
Грузоподъемность одной машины на воде, т: 42,5;
Максимально допустимый вес гусеничной машины на пароме из 2 или 3 ПММ-2, т: 50;
Время перевода из транспортного в боевое положение, мин: 6;
Ширина палубы, м: 4,2;
Максимальная высота берега для разгрузки парома, м: 0,50;
Двигатель: дизельный многотопливный V-образный В-46-5 мощностью 710,54 л. с.(522,6 квт);
Максимальная скорость, км/час: на суше – 55, на воде с грузом – 10;
Запас хода по топливу, км: на суше – 520, на воде - 16 час;
Средства связи: радиостанция Р-123М;
Аэротранспортабельность: Ан-22;
Преодолеваемые препятствия: угол подъема, град. – 25; угол крена, град. – 20; угол входа в воду, град. – 15, ров - 3 м




 
 
   

Стрелковое оружие стран мира:
 
 
 

 

 
Copyright © 2009-2017 Большая военная энциклопедия.    Яндекс.Метрика