Крылатая противокорабельная ракета П-15М «Термит»


Приоритет в создании самонаводящихся противокорабельных ракет, соответствовавших принципу «выстрелил и забыл», принадлежит нашей стране. Но первые образцы этого оружия, ракеты КСЩ и КСС, были слишком громоздкими и могли устанавливаться лишь на крупных кораблях. Флоту требовалась более компактная противокорабельная ракета, которой можно было бы вооружить небольшие корабли и катера.
К разработке такой ракеты в 1955 году приступил коллектив КБ «Радуга». Руководил проектированием известный конструктор Л. Я. Березняк. Ракета получила обозначение П-15 (индекс УРАВ ВМФ - 4К40, по классификации МО США и НАТО: SS-N-2 «Styx»). Первый пуск экспериментального образца ракеты состоялся на Черном море в октябре 1957 года. Комплекс с ракетой П-15 был принят на вооружение в 1960 году.


Ракета П-15 представляла собой крылатую ракету с жидкостным ракетным двигателем, старт осуществлялся с помощью подвешенного под фюзеляжем твердотопливного ускорителя. На ракете применялась проникающая боевая часть фугасного действия (масса взрывчатого вещества — 375 кг), также была предусмотрена установка боевой части в ядерном снаряжении.

Ракета имела автономную систему наведения, в состав которой входили автопилот АМ-15А, барометрический высотомер и радиолокационная головка самонаведения (ГСН). На модификации П-15ТГ устанавливалась тепловая (инфракрасная) ГСН. В носовой части размещалась проникающая боевая часть фугасного действия (масса взрывчатого вещества — 375 кг). В 1965 году на вооружение был принят вариант ракеты со складным крылом, получивший обозначение П-15У. Теперь ПКР могла размещаться в относительно компактных цилиндрических контейнерах КТ-97М, разработанных для ракетных катеров проекта 205У. При пуске сразу после выхода из контейнера крыло ракеты автоматически раскрывалось. Впоследствии все ракеты П-15 были модернизированы в П-15У.
В 1972 году был принят на вооружение усовершенствованный комплекс П-15М, получивший название «Термит» (индекс УРАВ ВМФ - 4К51). За счет внедрения нового автопилота и более мощного порохового ускорителя удалось увеличить дальность полета в два раза до 80 км.

П-15М «Термит» имеет инерциальную систему управления, работающую на маршевом участке полета и два варианта активной ГСН: радиолокационную и инфракрасную. Вместо барометрического установлен радиовысотомер.
Высота маршевого полета ракеты снижена и может задаваться перед пуском в диапазоне от 25 до 250 м. Кроме этого, предусматривалась установка аппаратуры опознавания «свой-чужой».
Длина ракеты П-15М составляла 6,5 м, стартовая масса – 2500 кг, масса фугасной боевой части – 480 кг. Имелась и специальная (ядерная) боевая часть массой 375 кг и мощностью 15 кт. Скорость полета – 320 м/с.


Запас топлива и окислителя также был увеличен. Высота полета на маршевом участке снизилась до 25 м за счет применения радиовысотомера РВ-МБ. Как и на ракете П-15У, на П-15М был установлен автомат раскрытия крыла, что позволило использовать ПУ контейнерного типа.
Помехоустойчивость ракеты П-15М существенно повышена по сравнению с уровнем П-15, а малая высота полета П-15М существенно снизила вероятность поражения ракеты средствами ПВО противника, хотя и не обеспечивает гарантированного прорыва к цели.

Ракетами П-15М были вооружены РКА пр. 206МР (2 ПУ), РКА пр.1241.1, шесть БПК пр. 61М (4 ПУ) и три эсминца пр. 56У (4 ПУ). Кроме того, ракета П-15М используется в мобильном комплексе береговой обороны «Рубеж». Также ими вооружались катера и корабли, поставляемые на экспорт и построенные в других странах.
Ракеты семейства П-15 активно использовались в локальных конфликтах последних десятилетий. Их боевой дебют состоялся 21 октября 1967 года, когда четырьмя ракетами П-15, выпущенными с египетских катеров проекта 183Р, был потоплен израильский эсминец «Эйлат». Это был первый в истории случай боевого применения самонаводящихся крылатых ракет, давший толчок развитию этого вида морского оружия в других странах, в том числе и в США.
В декабре 1971 года в ходе индо-пакистанской войны катера проекта 205 ВМС Индии дважды наносили удары по кораблям и береговым объектам Пакистана. Всего за обе операции индийскими катерами было выпущено 11 ракет П-15, и все они поразили цели. Их жертвами стали пакистанские эсминец «Хайбер» и тральщик «Мухафиз». Любопытно, что три ракеты, оснащенные тепловыми ГСН, были успешно применены против нефтеперегонного завода Коамари. За день нефтяные резервуары нагревались и ночью представляли собой контрастные цели.

Во время арабо-израильского конфликта 1973 года египетскими и сирийскими ВМС было выпущено около 50 ракет П-15, однако на сей раз ни одна из них не попала в цель. Это произошло главным образом из-за того, что израильтяне начали активно применять радиоэлектронную борьбу и постановку ложных целей. Египетские и сирийские моряки оказались не лишь о единичных попаданиях в танкеры, вывозившие нефть из воюющих стран. Отметим, что у Ирака и Ирана имелись лишь ракеты П-15 и их китайские копии первого поколения, чувствительные к помехам и имевшие сравнительно большую высоту полета.


Ракеты П-15 оказались выдающимися долгожителями. Почти полвека прошло от первых пусков П-15, а они до сих пор стоят на вооружении отечественного ВМФ и флотов множества других стран. Этому способствовал значительный модернизационный потенциал и высокий уровень боевых характеристик, определивший целесообразность неоднократного продления жизненного цикла ракеты. К числу несомненных достоинств относится оснащение ракеты мощной боевой частью, гарантирующей потопление почти всех кораблей одним - двумя попаданиями.


 
 
   

 
Смотрите на нашем сайте:
 
 
 
Copyright © 2009-2019 Большая военная энциклопедия.