Экспериментальный суборбитальный самолет Х-34


Х-34 создавался в рамках программы Reusable Launch Vehicle (RLV - космический корабль многоразового использования). В июне 1996 г. компания Orbital Sciences Corporation (OSC,Dulles, VA) получила контракт в $ 60 000 000 на проектирование, создание и испытания X-34.
В конце 1998 г. NASA и OSC договорились о проведении 25 дополнительных испытательных полетов X-34 - прототипа корабля многоразового использования. Согласно предварительному контракту с OSC, предусматривалось только 2 испытательных полета, но уже тогда обе стороны предполагали, что, возможно, потребуются и дополнительные испытания. В январе 1998 года NASA изменила контракт с OSC, в который был внесен пункт о создании второго корабля X-34. Дополнительный корабль и новые испытательные полеты увеличили стоимость контракта на 85 млн. дол.

X-34 предназначен для проверки технологий, которые предполагается использовать в будущих «малогабаритных» космических кораблях многоразового использования. В частности он должен будет летать при любых погодных условиях, приземляться в автономном режиме и иметь необходимые средства аварийной эвакуации экипажа. Запуск его будет осуществляться с помощью самолетов L-1011, а после набора необходимой высоты будет включаться собственный ракетный двигатель.
X-34 предназначается для полета на высотах более 75 км над землей со сверхзвуковой скоростью (однако число Маха не должно превышать 8).
В марте 1999 года закончились полномасштабные испытания двигателя для X-34 на стенде космического центра им. Стенниса (Stennis Space Center) в Миссисипи. Двигатель Fastrac, разработанный в космическом центре NASA им. Маршалла, проработал в течение 20 с. Сила тяги Fastrac составляет 267 кH. Двигатель, использующий керосин и жидкий кислород, очень экономичен. По заявлению менеджера проекта Дэнни Дэвиса (Danny Davis), такой двигатель позволит существенно сократить стоимость систем запуска. Перед установкой на X-34 планируется провести до 85 испытаний двигателя Fastrac.

При подготовке к летным испытаниям 23 июня 1999 X-34 был подвешен к L-1011 и в течение шести дней подвергался предполетным проверкам. 29 июня в Летно-исследовательском центре (ЛИЦ) им. Драйдена NASA на авиабазе Эдвардс, шт. Калифорния, выполнен первый полет летающей лаборатории Х-34 без отделения от самолета-носителя L-1011. Цель испытаний – получить сертификат безопасности от Федеральной авиационной администрации FAA на модифицированный самолет L-1011, а также на прикрепленный к нему демонстратор X-34. Намечено было провести 6-7 испытательных полетов для проверки летных характеристик X-34.
На конец 1999 года планировалась вторая серия летных испытаний в Hью-Мексико на полигоне White Sands Missile Range, а затем в космическом центре им. Кеннеди во Флориде. В ходе испытаний должна быть проверена возможность полетов при неблагоприятных погодных условиях на дозвуковых скоростях, возможность автономной посадки в безветренную и ветренную погоду, а также возможности многоразового использования X-34. Он предназначен для совершения 25 полетов в год.

Комплекс для обслуживания малогабаритных кораблей многоразового использования стоимостью 8 млн. $ намечалось построить на мысе Канаверал в 2000 г.
Работы были свернуты после решения NASA увеличить размеры X-34. Но так как финансовое обеспечение оставалось на том же уровне, а сложность работ возросла, Orbital Sciences окончательно вышла из участия в программе. 1 марта 2001 года NASA объявило о прекращении финансирования работ в рамках программ Х-34. Такое решение было принято после объявления новой стратегии NASA по переориентации своей деятельности на разработку корабля многоразового использования нового поколения в рамках «инициативы космического запуска» (Space Launch Initiative - SLI). На Х-34 американское космическое ведомство затратило 205 млн $.



 
 
   

Стрелковое оружие стран мира:
 
 
 

 

 
Copyright © 2009-2017 Большая военная энциклопедия.    Яндекс.Метрика