Первый в мире беспилотный вертолет HTK-1K «Kaman Dron»

Американский флот в меж военный период и в годы Второй мировой войны, как уже говорилось, стал пионером в области активного применения беспилотной авиатехники, поэтому и в первые послевоенные десятилетия ВМС проводили работы опережающими темпами, предлагая как усовершенствованные варианты беспилотных воздушных мишеней, так и реализуя две самостоятельные программы по созданию совершенно новых БЛА вертолетного типа.


В рамках первой программы появился дистанционно-пилотируемый вертолет, который компания «Каман Эркрафт Корпорейшн» (организована в 1945 г. 26-летним Чарльзом Каманом для проектирования и выпуска вертолетов новой конструкции) разработала в 1953 г. на базе созданного для авиации ВМС США пилотируемого учебно-тренировочного и вспомогательного вертолета HTK-1. После внедрения в 1962 г. в США новой единой системы обозначений вооружений, военной и специальной техники он получил обозначение ТН-43А/Е и имел внутрифирменное обозначение К-240.

HTK-1 представлял собой трехместный вертолет двухвинтовой поперечной схемы с перекрещивающимися несущими винтами противоположного вращения (так называемый синхроптер или синхрокоптер). Он был спроектирован специалистами «Каман» во главе с главным конструктором Антоном Флеттнером (немецкий инженер, сконструировавший по заказу кригсмарине вертолеты Fi-265 и Fi-282 «Колибри» и вывезенный в США в рамках известной операции «Скрепка») по заказу американского флота в 1950 г. на базе опытной двухместной модели К-225. Последняя, в свою очередь, представляла собой машину общего назначения и отличалась открытой ферменной конструкцией и деревянными несущими винтами. К-225 был облетан в 1948 г. и получил сертификат типа в апреле 1949 г.
ВМС США первоначально провели оценочные испытания двух К-225 (их обозначение в компании было ХНК-225, а Управление (Бюро) аэронавтики ВМС США присвоило им номера 125476 и 125477), а затем выдали задание на доработку вертолета в учебно-тренировочный для военно-морской авиации. После успешного завершения испытаний HTK-1 в течение 1951-1953 гг. авиация ВМС США получила 29 таких машин.

Вертолеты HTK-1 стали первыми серийными машинами, поставлявшимися компанией «Kaman» в авиацию ВМС США. Они дислоцировались на военно-морской авиабазе Пенсакола вплоть до 1957 г. и использовались в качестве учебно-тренировочных, спасательных и медико-эвакуационных, а в годы корейской войны применялись также в качестве многоцелевых или вспомогательных. Военно-морские специалисты даже пытались изучить с их помощью возможность решения вертолетами противолодочных задач - почему, собственно, и было решено выполнить на его базе дистанционно-пилотируемый вариант.


Один из серийных вертолетов HTK-1 (заводской номер 129344) в рамках вышеуказанной программы переоборудовали в дистанционно-пилотируемый вариант, получивший обозначение HTK-1K «Kaman Dron» и успешно облетанный 30 июля 1957 г. (на тот момент аппарат находился еще в «недособранном» виде и был окрашен в характерный желтый цвет).
Управление прототипом в ходе первых испытательных полетов осуществлялось дистанционно, но в кабине все же присутствовал летчик-испытатель. Как говорится, на всякий непредвиденный случай.

Испытания проходили достаточно успешно, причем быстро выяснилось, что управлять беспилотным вертолетом может оператор, совершенно не имевший опыта полетов на летательных аппаратах и всего лишь после нескольких часов обучения. После того как налет HTK-1 К приблизился к 100 ч, командование ВМС США выдало компании заказ на постройку еще трех прототипов. Первый полет без «пилота на подхвате» состоялся в 1957 г.
Предполагалось применять данный БЛА для ведения разведки и наблюдения, укладки кабеля связи, перевозки грузов, а также для решения ударных задач (в ходе испытаний заказчик экспериментировал с установкой на аппарат различного вооружения). Примечательно, что командование Армии США также имело виды на такой вариант, рассчитывая применять его для перевозки особо опасных грузов, таких как взрывчатые вещества, боеприпасы или химические вещества, а также для ведения разведки, поиска и спасания сбитых летчиков, эвакуации раненых с поля боя и пр.
Впрочем, беспилотный вертолет в серию не пошел, но полученный в ходе реализации данного проекта опыт позволил ускорить работы по другой программе - создания беспилотного противолодочного вертолета, которому, как и всей программе, присвоили обозначение DASH - аббревиатура от «Drone Anti-Submarine Helicopter», что можно перевести как «Беспилотный противолодочный вертолет».

Летно-технические характеристики вертолета HTK-1:
Длина с вращающимися винтами, м: 12,19;
Несущие винты: два четырехлопастных;
Диаметр несущего винта, м: 12,19;
Высота, м: 3,73;
Масса пустого, кг: 1043;
Максимальная взлетная масса, кг: 1406;
Силовая установка: поршневой двигатель Lycoming 0-435-4;
Мощность двигателя, л. с.: 240;
Максимальная скорость, км/ч: 130;
Крейсерская скорость, км/ч: 101;
Максимальная скороподъемность, м/мин: 320;
Практическая дальность, км: 193;
Динамический потолок, м: 4267;
Экипаж, чел.: 2 (пилот и второй пилот / курсант), плюс один пассажир (раненый на носилках) или груз в пределах максимальной взлетной массы


 
 
   

 
Смотрите на нашем сайте:
 
 
 
Copyright © 2009-2019 Большая военная энциклопедия.