76,2-мм универсальная корабельная артустановка АК-176

Потребность в мощной, но легкой универсальной артустановке для кораблей небольшого водоизмещения и катеров была осознана руководством Советского ВМФ в конце 1960-х годов. Тактико-техническое задание на создание новой установки было утверждено 30 сентября 1969 года. 15 марта 1971 года было принято постановление Совета министров СССР о разработке нового орудия. Технический проект установки, получившей рабочее наименование А-221, был представлен разработчиком — ЦНИИ «Буревестник» (г. Горький). Главным конструктором установки был Г. П. Рындык.
Испытания установки на Ржевском полигоне проходили с 14 апреля по 14 июня 1977 года. Корабельные испытания были проведены с 23 января по 30 января 1979 года на ракетном катере Р-5 проекта 1241-1 в районе Балтийска. Артустановка А-221 была принята на вооружение 22 июня 1979 года под индексом АК-176.
Испытания показали, что АК-176 может быть достаточно эффективным средством для борьбы с низколетящими крылатыми ракетами типа «Гарпун» и «Томагавк». Так, на учениях АК-176 успешно сбивала ПТУРС «Фаланга», имитировавшие ракеты «Гарпун». На поражение одной ракеты расходовалось около 25 снарядов.

А-176 представляет собой одноствольную автоматическую артиллерийскую установку закрытого типа с дистанционным и местным управлением. Ствол установки - моноблок с кожухом, нарезка ствола постоянная. Затвор вертикальный клиновой. Автоматика работает за счет энергии отката. Охлаждение ствола непрерывное наружное. Специальная система прогоняет забортную воду со скоростью 3,5 метра в секунду между кожухом и моноблоком. Благодаря этому АУ может расстрелять боекомплект двумя очередями по 75 выстрелов с перерывом между ними в 30 минут.

Питание непрерывное, с двух сторон, обойменное. Все механизмы системы подачи разделены на две одинаковые группы - правую и левую и связаны в единую кинематическую цепь, т.е. имеют привод от общего электродвигателя. Система подачи состоит из платформы, на которой расположены два горизонтальных транспортера с обоймами для патронов по 76 штук, два цепных элеватора с приемниками и два маятника с приводами. С транспортеров патроны толкателями подаются в вертикальные затворы. Перенос патрона из элеватора в приемник качающейся части производится маятником. Возможна подача ручным способом.
Впервые в отечественных корабельных артиллерийских установках в А-176 были широко применены легкие сплавы для уменьшения веса установки. Так, корпус АУ представляет собой сварную конструкцию из алюминиево-магниевого сплава Амr61 толщиной 4,0 мм. Интересно, что проектом был предусмотрен и вариант стальной башни толщиной 5 мм, которая защищала бы АУ от пуль и осколков снарядов, но зато вес АУ в таком варианте увеличился бы на одну тонну.

Для наведения АК-176 возможны три способа:
- Дистанционно-автоматически, под управлением корабельной радиолокационной системы управления стрельбой МР-123/175;
- Полуавтоматически, с помощью башенного оптического прицела К-221А;
- Вручную, с помощью визиров ВД-221, расположенных в самой установке.
В первых двух случаях командир установки и электрик находятся в правом отсеке боевого отделения А-176, ни во что не вмешиваются, а лишь следят за работой механизмов, а в последнем случае принимают управление на себя.

Стрельба ведется со скорострельностью 30, 60 или 120 выстрелов в минуту. Максимальная продолжительность непрерывной очереди - 70 выстрелов, после чего требуется охлаждение в течение 25-30 минут. Время перехода из походного положения в боевое - 3 минуты, из боевого в режим стрельбы - 15 секунд. Боеприпасы унифицированы с установкой АК-726. Масса унитарного патрона 12,8 кг, масса зенитного и осколочно-фугасного снарядов - 5,9 кг. Снаряды снаряжены 400 граммами взрывчатого вещества A-IX-2.
Расчет установки в штатном режиме - 2 человека, командир и электрик. Для обслуживания установки в ручном режиме расчет увеличивается до 4 человек.

Боеприпасы установки А-176 унифицированы с 76-мм спаренной установкой АК-726. Вес унитарного патрона 12,8 кг, а длина - 818 мм. Снаряд весом 5,9 кг снаряжен 400 граммами мощного взрывчатого вещества А-IX-2. Для поражения морских и береговых целей снаряд снабжается головным ударным взрывателем ВГ-67, а для зенитной стрельбы - неконтактным (радиолокационным) взрывателем АР-51Л. При стрельбе с радиовзрывателем обеспечивается эффективное поражение самолета или ракеты при промахе до 8 метров.
Серийное производство АК-176 велось на Горьковском машиностроительном заводе. АУ АК-176 устанавливались практически на всех типах малых кораблей и катеров. Среди них были - малый ракетный корабль на воздушной подушке пр. 1239; ракетный катер на подводных крыльях пр.206МР; малый ракетный корабль пр. 1234.1; ракетный катер пр. 1241.1; малые противолодочные корабли пр. 1124, 1241.2; десантный корабль пр. 775М и т.д.

Тактико-технические характеристики АК-176:
Калибр, мм: 76,2;
Длина ствола, калибров: 59;
Масса снаряда, кг: 5,9;
Начальная скорость снаряда, м/с: 980;
Принцип заряжания: обойменный, автоматический;
Скорострельность, выстр./мин: 30, 60, 120-130;
Общая масса АУ, кг: без боекомплекта – 11200, с боекомплектом – 13100;
Радиус обметания по стволам, мм: 4400;
Угол подъема ствола, град.: -15°/+85°;
Максимальная скорость вертикального наведения, град./с: 30°;
Максимальная скорость горизонтального наведения, град./с: 35°;
Максимальная дальность стрельбы, м: наземные цели -15700 (эффективная дальность 12 000);
Досягаемость по высоте, м: 7000;
Расчет установки, чел.: 2;
Боекомплект на ствол: 152


 
 
   

Стрелковое оружие стран мира:
 
 
 

 

 
Copyright © 2009-2017 Большая военная энциклопедия.    Яндекс.Метрика