Первый советский беспилотный самолет-фоторазведчик Ла-17Р («Изделие 204»)

В 1950 году вышло постановление СМ СССР, поручавшее ОКБ-301 С. А. Лавочкина создание самолета-мишени «Изделие 201». Прямоточный воздушно-реактивный двигатель РД-900 разрабатывался в ОКБ-670 МАП под руководством М. М. Бондарюка. В 1951 году были изготовлены первые опытные образцы. В 1952 году на заводе в Оренбурге (ныне ПО «Стрела») началось серийное производство Ла-17. С 1958 года начал выпускаться модернизированный самолет Ла-17М («Изделие 203») с турбореактивным двигателем РД-9К (выработавшие ресурс РД-9Б от истребителя МиГ-19). На его базе в 1958-1959 годах был разработан беспилотный разведчик Ла-17Р (ТБР-1, «Изделие 204»). Его испытания прошли на полигоне НИИ ВВС в Ахтубинске. Производство освоено в 1962 году на заводе в Смоленске. В том же году принят на вооружение. После переориентации ОКБ-301 на ракетно-космическую тематику дальнейшая разработка Ла-17 была передана казанскому КБ СА.

Конструкция самолета разрабатывалась исходя из принципа максимальной простоты. Ла-17Р представляет собой свободнонесущий моноплан с прямым центрально расположенным крылом. Стабилизаторы и киль - прямоугольные. Фюзеляж круглого сечения, состоит из трех сварных частей. В передней части находился отсек для оборудования управления. Центральная часть представляет собой бак-корпус с топливом, в торцы которого встроены шарообразные воздушные баллоны. В хвостовом отсеке располагалось электрооборудование, радиооборудование и автопилот АП-118 (позже АП-122). Двигатель РД-9К расположен под фюзеляжем в подвесной мотогондоле. Под крылом по бокам фюзеляжа могли устанавливаться 2 стартовых пороховых ускорителя. Для обеспечения электропитания в носовой части установлен ветродвигатель. Разведывательное оборудование состояло из фотоаппаратов АФА-40, АФА-20, БАФ-21 или АЩФА-5М, телекамеры «Чибис», аппаратуры радиоэлектронной разведки «Сигма».

Запуск разведчика производился с буксируемой стартовой установки СУТР-1 (разработана на базе лафета зенитного орудия) или транспортно-пусковой установки САТР-1 на шасси автомобиля ЗиЛ-134К. Для того чтобы Ла-17Р при перевозке вписывался в габариты автомобиля, крылья и оперение выполнены складными. Старт осуществляется при помощи твердотопливных ускорителей. Управление стартом осуществлялось из кабины автомобиля. В полете самолет управлялся автопилотом согласно заложенной программе. На завершающем этапе полета двигатель выключался. Для облегчения визуального контроля за посадкой в процессе снижения работал пиротехнический трассер (устанавливался на левой консоли крыла). Самолет приземлялся на мотогондолу, так как повторное применение не предусматривалось. После модернизации была установлена парашютная система спасения.

Производство Ла-17Р продолжалось до 1965 года. На вооружении разведчик официально стоял до 1970 года, но отдельные экземпляры эксплуатировались до начала 80-ых годов. Последняя модификация мишени - Ла-17ММ с двигателем Р-11К-300 (от МиГ-21) - серийно выпускалась в Оренбурге до 1993 года. Ла-17РМ (УР-1) поставлялся на экспорт в Сирию. Копия Ла-17М выпускалась в Китае под обозначением СК-1.

Модификации самолета:
Ла-17Р - беспилотный разведчик (базовый). Отличался двигателем РД-9К (РД-9БКР).
Ла-17РМ - модернизированный. Отличался двигателем Р-11К-300, наличием парашютной системы спасения. Разработан в 1965 году.

Летно-технические характеристики Ла-17Р
Двигатель: РД-9К;
Взлетная тяга, кгс: 3300;
Габариты, м: размах крыла - 7,5; длина - 8,36; диаметр фюзеляжа - 0,55; высота полная - 3,03; размах стабилизатора - 2,18;
Взлетная масса, кг: 2300;
Максимальная скорость, км/ч: 960;
Высота полета, м: максимальная – 18000, минимальная – 100;
Продолжительность полета, мин.: с работающим ТРД - 35-60; общая - 90;
Радиус действия, км: 400;
Длина пробега, м: 100-120


 
 
   

Стрелковое оружие стран мира:
 
 
 

 

 
Copyright © 2009-2017 Большая военная энциклопедия.    Яндекс.Метрика