Десантные катера на воздушной подушке
проекта 1209 «Омар»

Десантные катера «Омар» проекта 1209 (код НАТО — Utenok) — тип десантно-штурмовых катеров советского ВМФ.
Как в СССР, так и во многих морских державах, корабли с динамическими принципами поддержания стали широко использоваться как десантно-высадочные средства.
Большая скорость и приличная грузоподъемность позволили резко увеличить темпы выгрузки тяжелой техники с десантных транспортов и десантных кораблей на необорудованный пологий берег. Здесь ДКА КВПА не могли быть заменены никакими вертолетами.

В отечественном ВМФ эти десантные катера на воздушной подушке использовались еще и как десантно-штурмовые катера для действий в лиманах, устьев рек и на озерах. В то время вертолеты только начали поступать на флот и отношение к ним было среди моряков скептическое – больше доверяли этим катерам.
Первым десантно-штурмовым катером стал проект 1205, шифр «Скат», разработанный в 1969 году в ПКБ «Алмаз». Головной десантно-штурмовой катер проекта 1205 был построен на ПО «Алмаз», г. Ленинграде в 1969 году. Всего до 1976 года было построено 29 катеров. Дальнейшим его развитием стал десантно-штурмовой катер проект 1209, шифр «Омар».

1 — двигатель; 2 — центробежный нагнетатель; 3 — отделение десанта; 4 — автономный электрогенератор; 5 — ходовая рубка; 6 — башенная установка гранатомета БП-30

Тактико-техническое задание на его проектирование было выдано в ПКБ «Алмаз» в 1972 году. Его главным конструктором стал Ю. М. Мохов, главным наблюдающим от ВМФ – капитан 2 ранга Ю. Н. Богомолов.
Десантовместимось по сравнению с предыдущим проектом была увеличена до 60 морских пехотинцев, вооружение усилено за счет установки одного спаренного 12,7-мм пулемета «Утес-М», а количество 30-мм гранатометов с четырех сокращено до одного. Полное водоизмещение достигло 53 т., а стандартное 42 т.. Главная энергетическая установка состояла из одной газовой турбины мощностью 6000 л. с., обеспечивающей скорость полного хода 60 узлов. Дальность хода была увеличена до 300 миль.

Однако в это время концепция десантно-штурмовых катеров была уже и в ВМФ СССР признана бесперспективной, и серийная постройка была ограничена всего двумя ДШКА, построенными в 1979-80 годах на ФПО «Море», г. Феодосия. Задачи ДШКА повсеместно были возложены на транспортно-боевые вертолеты.
Катера проекта 1205 входили в состав 39-й дивизии морских десантных сил (39-я ДИМДС) с базированием на Крымскую ВМБ (Донузлав). К 1994 году дивизия была полностью расформирована.
Технические решения, воплощенные в «Омаре», до настоящего времени не устарели и могут быть использованы при проектировании и строительстве СВП водоизмещением до 60 т, грузоподъемностью до 30 т и скоростью хода до 50 уз.

Основные ТТХ ДКВП проекта 1209
Длина: 21,5 метров;
Ширина: 11,5 метров;
Водоизмещение: 54 тонн;
Скорость полного хода: 60 узлов;
Дальность плавания: 300 миль;
Силовая установка: ГТУ М-35, 1 x 10000 л. с.;
Вместимость: 60 человек десанта, или 6 тонн груза;
Вооружение: 1х2 12,7 мм пулемет «Утес», 1 30-мм гранатомет БП-30 «Пламя»;
Экипаж: 7 человек (3 офицера)


 
 
   

Стрелковое оружие стран мира:

  Смотрите на сайте:
 

 

 
Copyright © 2009-2017 Большая военная энциклопедия.    Яндекс.Метрика